Не существует упражнений и методов, которые развивали бы сразу «весь» мозг и все функции и свойства интеллекта. Однако наука выработала ряд методов, позволяющих развивать отдельные функции человеческого мозга, которые в сумме и составляют показатели, характеризующие сознательную деятельность человека. Эффективная методика развития мозга состоит именно в сочетании упражнений на развитие отдельных качеств мозга и общего распорядка человеческой деятельности, способствующей активности его интеллекта.
Без сосредоточения ничего не получится
Одним из ключевых показателей человеческого интеллекта является способность к сосредоточению, то есть сохранению внимания на том или ином объекте, реальном или виртуальном, или на конкретной задаче, которая на определённый период времени становится приоритетной и задействует основные ресурсы мозга. Сосредоточение характерно для любых разумных существ, чья мозговая деятельность достаточно сложна. Однако именно человек сумел создать по-настоящему сложную систему приоритетов, на которых его мозг способен сосредотачиваться для достижения необходимых результатов. Собственно, вся интеллектуальная деятельность человека, как теоретическая (наука, искусство, образование и так далее), так и практическая (сложные манипуляция с орудиями труда, приспособлениями и тому подобным), неразрывно связана со способностью к сосредоточению.
Прежде всего выделяют так называемое немедленное сосредоточение, которое является фактически интеллектуальным рефлексом человеческого мозга. Например, когда человек изучает тот или иной документ, его мозг сосредотачивается на том, чтобы понять смысл написанного и оценить значение этого для себя самого - для этого он сосредотачивается на чтении, на понимании прочитанного, на сопоставление прочитанного с уже известным и анализом новых данных. Тот же интеллектуальный рефлекс вступает в силу, когда мы разговариваем с человеком: вокруг может быть множество людей, но внимание сосредоточено на конкретном разговоре. Для развития способности к немедленному сосредоточению существует несколько методов. Например, есть упражнение под названием «мозговые ящики»: выбирается три темы для размышления (например, личные воспоминания, сюжет увиденного фильма и план действий на следующий день). Уделяется равное количество времени, несколько минут, на размышления о каждой теме, при этом нужно добиться, чтобы всё внимание было сосредоточено на конкретном предмете размышлений и не возникало мыслей о двух других вопросах или о совсем посторонних вещах.
Память это не всё, но очень многое
Функции человеческого мозга не ограничиваются памятью, но память является одним из важнейших свойств интеллекта. По сути, если бы не память, человек мало чем отличался бы от животных - он бы не запоминал результаты своих достижений, не мог бы передавать добытые знания и навыки потомкам, таким образом, человеческой цивилизации просто не существовало бы. Однако это глобальная сторона вопроса, а для каждого человека важна прежде всего проблема перехода тех или иных воспоминаний из категории кратковременной памяти в раздел долговременной памяти.
Дело в том, что память человека разделена на несколько отделов: сначала это сенсорная память, то есть кратковременный, почти мгновенный отпечаток впечатлений от предмета внешнего мира, полученный мозгом с помощью органов чувств. Затем данные переходят в кратковременную память, где и происходит смысловая обработка информации, её структурирование и отбор более важных данных. Однако количество поступающих извне сведений таково, что мозг, дабы не перегружаться, стирает большую часть объёма кратковременной памяти - в течение часа забывается около 60% поступивших в кратковременную память сведений. Важнейшая информация становится долговременной памятью и хранится в мозге до конца жизни человека, однако из-за нетренированности памяти зачастую её очень сложно «извлечь» для непосредственного использования.
Следовательно, в методике развития мозга главное это сформировать такую структуру долговременной памяти, которая позволит в нужный момент получить доступ к любой понадобившейся информации. Для этого существует целый ряд методов: структурирование информации (смысловое разделение, выделение смысловых опорных пунктов, использование наглядных образов, соотнесение с имеющимися данными); рациональное повторение (то есть не простое повторение данных, а повторение самого механизма их получения и обработки); использование целенаправленного воображения (воссоздание данных в своей памяти в максимально полном объёме) и так далее.
Александр Бабицкий