Мистификации
Впервые на Западе «Протоколы Сиона» были опубликованы в Times of London 8 мая 1920 года под заголовком «Еврейская угроза». Хотя информация о готовящемся всемирном сионистском заговоре шокировала некоторых читателей, другие отнеслись к публикации более скептично, и один из корреспондентов Times, наконец, сделал сенсационное открытие.
Через год после публикации, в августе 1921 года, Times опубликовала статью-продолжение под названием «Конец Протоколов». В ней убедительно доказывалось, что большая часть «Протоколов Сиона» почти дословно повторяет текст памфлета французского публициста Мориса Жоли «Диалог в аду между Макиавелли и Монтескье», опубликованного в 1864 году и направленного против Наполеона III.
В памфлете Жоли, французский адвокат-консерватор, сатирически изобразил планы Наполеона III по захвату господства. «Протоколы Сиона» дословно повторяют целые разделы «Диалога», с единственной разницей, что слово «французский» в них заменено на «мировой», а «Наполеон III» - на «евреи». Поскольку памфлет Жоли был (и остается) в свободном доступе, и любой желающий мог его подробно изучить, это открытие окончательно доказало, что «Протоколы Сиона» - фальшивка, не более чем мистификация.
Но кто автор этой мистификации? Кому она была выгодна? Возможно, единственным автором и идейным вдохновителем был сам Павел Крушеван, известный своими антисемитскими взглядами? За семьдесят лет, прошедшие с момента публикации «Протоколов Сиона», было выдвинуто множество различных, в том числе совершенно фантастических, теорий относительно того, кому был нужен сионистский заговор. Но только в 1992 году, после краха коммунизма и распада Советского Союза, были рассекречены некоторые советские архивы. Русский исследователь Михаил Лепехин посвятил пять лет изучению архивов, и воссозданная им по документам история не менее увлекательна, чем новый фильм «бондианы».
Разговоры о заговоре в России
В начале ХХ века империалистическое правительство Российской Империи предвидело надвигающуюся революцию и рассматривала ее как вполне реальную угрозу. Основная задача Охранного отделения (или «Охранки»), российской тайной полиции, заключалась в предотвращении такого развития событий, а в идеологической войне лучшее оружие, как правило, пропаганда. Антисемитизм был широко распространен в высших кругах российского общества, в частности среди членов правительства Российской Империи (дискриминация в отношении евреев носила характер национальной политики, достаточно вспомнить о печально известных еврейских погромах), обвинение евреев во всех проблемах существующего режима было проверенной тактикой.
Генерал Петр Рачковский был главой Охранки в Париже, где он мог следить за многими русскими революционерами, проживающими во Франции. Примерно в 1900 году, занимаясь изучением пропаганды, Рачковский наткнулся на памфлет Жоли «Диалог в аду между Макиавелли и Монтескье». Согласно обнаруженным Лепехиным документам, Рачковский нанял Матвея Головинского, журналиста, жившего в Париже и сотрудничавшего с российской разведкой, чтобы тот на основе «Диалога» составил псевдодокумент, доказывающий, что во всех российских бедах, с которыми ведут борьбу революционеры, виноваты евреи. Головинский написал «Протоколы сионских мудрецов», используя в качестве руководства текст памфлета, предоставленный им Рачковским. Законченные «Протоколы» были переправлены в Россию агентом Охранки Юлианой Глинкой. Она и передала «документы» в руки Павла Крушевана, а остальное известно. Выводы Михаила Лепехина были напечатаны во французском журнале Le Figaro в августе 1999 года, а несколько месяцев спустя – в издании L'Express, где привлекли гораздо больше внимания.
По мере того, как угроза революции в России становилась все более реальной, умирающий режим делал последние безнадежные попытки удержать власть. Так была придумана версия о том, что революционеры-большевики, среди которых было много евреев, являются участниками сионистского заговора, и появился термин «иудо-большевизм», связывающий евреев с коммунизмом (впоследствии эту формулировку очень любил Адольф Гитлер). Ирония в том, что Матвей Головинский, автор самого гнусного и вредного антисемитского документа в современной истории, после революции 1917 года перешел на сторону большевиков.