«Книга мёртвых» давно стала одним из главных, а для некоторых и вовсе едва ли не единственным, символом древнеегипетской цивилизации. Для многочисленных современных мистиков, ищущих эзотерических знаний где угодно, начиная от индийской йоги и заканчивая ритуальными плясками индейских шаманов, египетская «Книга мёртвых» стала средоточием всех достижений этой удивительной цивилизации. Даже величественные пирамиды отступили на второй план: в них-то загадочного не так уж и много, они всё время на виду, к тому же и постепенно разрушаются, а вот древняя магия из гробниц - это куда более интригующе…
Мёртвым тоже нужна помощь
Достаточно распространено такое представление о «Книге мёртвых», как будто это сборник могущественных магических формул и заклятий, которые позволяли древнеегипетским жрецам, а то и вовсе всем желающим, совершать настоящие чудеса. Сегодня «Книга мёртвых» воспринимается как своего рода учебник практической магии , который позволял общаться с мёртвыми, повелевать ими и с их помощью достигать каких-то реальных результатов в мире живых. На самом деле такое представление почерпнуто из примитивных представлений современных оккультистов и многочисленных мистических кинофильмов, в том числе и из знаменитой голливудской кинофраншизы «Мумия».
«Книга мёртвых» это условное и современное обозначение древнеегипетских погребальных гимнов и ритуальных текстов. Заклинания из «Книги мёртвых» были призваны облегчить душе умершего путь в загробном мире, обеспечить ему как можно более комфортное пребывание в другом измерении. Никакого действия на мир живых, на реальные события в этом мире эти гимны не имели. Их история уходит корнями в самые древние пласты религиозного сознания, сформировавшиеся ещё до создания единого государства и строительства пирамид. Первоначально эти гимны и заклинания произносились устно и передавались внутри жреческого сословия. Затем, уже довольно поздно, они стали изображаться иероглифами на стенах гробниц - кстати, самые известные египетские пирамиды , в том числе в Гизе, не имеют подобных надписей. И только в период знаменитой XVIII династии (3600-3300 лет назад) эти надписи были перенесены на папирусы и составили отдельный вид древнеегипетской литературы. Теперь эти заклинания стали доступны не только фараонам и жрецам, их могли использовать и прочие жители Египта.
Существует ли Книга мертвых
Древнеегипетская «Книга мёртвых» представляет собой один из наиболее интересных и далеко идущих по своим последствиям исторических и лингвистических казусов. На самом деле в Древнем Египте никакой «книги мёртвых» не существовало. Те ритуальные погребальные тексты, которые сегодня известны под этим мрачным названием, в своё время назывались совсем по-другому – «Изречения выхода к свету дня». Если приспособить эти слова к современному сознанию, то тексты можно обозначить как «Книга воскресения». Потому как она действительно описывала те магические действия, которые необходимо совершить, чтобы помочь душе усопшего пройти весь необходимый путь в царстве мёртвых и, в конце концов, обрести новую жизнь. Не всем известно, что древнеегипетское религиозное мировоззрение предполагало возрождение душ в телесной оболочке.
Но в дело вмешались арабы. Начиная со Средневековья арабы, захватившие территорию Египта, систематически и весьма активно стали грабить древнеегипетские пирамиды и гробницы. Они закономерно полагали, что создатели столь величественных сооружений были людьми не бедными, следовательно, и погребения должны быть богатыми. Значительная часть сокровищ фараонов и знатных египтян была разграблена ещё в древности, но и арабам кое-что перепадало. Однако в основном им доставались не золото и драгоценные камни, а огромное множество папирусных свитков. Арабские «чёрные копатели» складировали их огромными кучами, назвав «книгами мёртвых людей». Что вполне естественно, учитывая, что находили они их в гробницах. Когда же в XIX века египетскими древностями стали активно интересоваться европейцы, арабы стали продавать им ненужный им папирусный хлам. Египтологи переняли от продавцов название этих свитков и перевели его ещё более зловеще – «Книга мёртвых». Во многом из-за этого до сих пор господствует массовое восприятие древнеегипетской цивилизации как мрачной культуры, зацикленной на смерти, для которой сама жизнь была лишь подготовкой к смертному часу и послесмертному бытию.
Пройти через ад – и вернуться
Хотя на самом деле всё было с точностью наоборот – Древний Египет был весьма жизнелюбивой цивилизацией и «Книга мёртвых» это с наглядностью демонстрирует. Для египтян того времени эти тексты были «речами» божественного происхождения, призванные помочь победить смерть. Это была подробная инструкция-карта по поведению души в загробном мире. В царстве мёртвых душа умершего подвергалась множеству опасностей со стороны различных демонических созданий, злых божеств, огромных чудовищ и враждебных стихийных сил. Все эти препятствия находились на пути души к святилищу бога Осириса, который и должен был осуществлять суд над душой и определять её конечную судьбу. Тексты «Изречения выхода к свету дня» содержали указания, как избежать всех этих опасностей.
Суд Осириса представлял собой сложное и интересное сочетание состязательного судебного процесса и процедуры беспристрастной оценки нравственной праведности той жизни, которую человек вел при жизни. С одной стороны, «Книга мёртвых» содержала в себе примеры оправдательных речей перед Осирисом, которые должны были отвести от него обвинения в согрешениях. При этом приводились и способы умилостивления присутствующих на суде богов – напоминания о том, что при жизни человек приносил им необходимые жертвы и возносил положенные молитвы. При этом сердце (то есть нравственную составляющую души) человека помещали на специальные весы, на другой чаше которой находилась Правда в виде тех или иных атрибутов богини Маат . Если сердце человека оказывалось отягчено грехами и опускалось, то его душа отправлялась на погибель – в пасть исполинскому чудовищу с телом льва и головой крокодила. Если сердце оказывалось достаточно «лёгким», то душа человека отправлялось в египетский аналог рая, где ожидала момента воскрешения в телесной оболочке.
Александр Бабицкий