Земли, расположенные на территории Северного Причерноморья, обладают более древней зафиксированной историей, нежели остальные части России. Этому региону повезло – он был вовлечён в зону интересов и деятельности античного мира. Сначала на северном побережье Чёрного моря основывали города-колонии древние греки, затем эти земли имели большое экономическое значение для Римской империи. Сведения о народах, живших здесь, попали в античные письменные источники и сохранились до наших дней. Однако археология также не осталась в стороне от изучения скифов – этнокультурной общности, населявшей обширную часть Евразии в I тысячелетии до нашей эры – первых веках нашей эры. Скифские курганы открыли нам удивительную картину самобытной культуры, повлиявшей на развитие многих народов.
Скифы – от Ирана до Европы
Скифы – это собирательное общее название для ираноязычных племён, населявших Евразию от Средней Азии до современной Украины. Иранское происхождение скифов считается в современной исторической науке доказанным, хотя и встречаются теории различной степени обоснованности, согласно которой скифы могли иметь ту или иную праславянскую этническую составляющую. Скифы первоначально были кочевниками-скотоводами, однако по мере расселения по большим территориям их социально-хозяйственная специализация существенно расширилась.
Наряду с традиционными кочевниками появились и скифы земледельцы. В основном они концентрировались как раз в районах севернее Чёрного моря, где находятся особенно плодородные почвы. В первую очередь именно со скифами-земледельцами вступали в торговые отношения древние греки и римляне, наладившие со скифами обмен ремесленными изделиями, предметами роскоши и вином на зерно и прочие сельскохозяйственные продукты.
Разумеется, для скифов было свойственно нормальное социальное расслоение – и это видно не только по античным письменным произведениям, рассказывающим о скифской жизни, но и по скифским курганам.
Скифские курганы, то есть погребальные комплексы, это главный источник археологических сведений о скифской культуре.
У скифов-кочевников постоянных населённых пунктов не было, а от кочевых стоянок никаких следов в долгосрочной перспективе не остаётся. Скифы-земледельцы жили оседло, но преимущественно в небольших поселениях сельского типа, от которых так же не остаётся значительных следов для последующего обнаружения археологами. Вот и получается, что погребения это главный источник материальных свидетельств о жизни скифов.
Любимая жена – за мужем в могилу
Скифские курганы это весьма широкое понятие. Обычно под ним подразумевают массивные конические насыпи, высота которых достигает и превышает 20 метров, а диаметр основания насчитывает сотни метров. Однако в таких комплексах хоронили только царей, членов царских семейств и очень знатных людей. В этом случае погребальный обряд был во всех смыслах поразительным. В земле выкапывалось несколько больших ям, в которые помещалось не только богато одетое и украшенное драгоценностями тело покойника, но и весь инвентарь, который мог пригодиться в загробной жизни.
Оружие, одежды, бытовые предметы, вино, запас продовольствия – всё это сопровождало скифских владык в последний путь. Более того, похороны скифских царей сопровождались настоящими человеческими жертвоприношениями. Правда, приносились эти жертвы не божествам, а самим усопшим: считалось, что в иной жизни им также должны служить их сподвижники. Поэтому умерщвляли и помещали в могилу не только любимых лошадей и собак царя, но и как минимум одну из его жён (а то и несколько жён и наложниц), воинов-телохранителей, слуг, виночерпиев, музыкантов, поваров, конюхов и так далее. Затем над этими могилами насыпали огромные курганы, которые должны были прославить память царя в последующих поколениях. Кстати, тем самым погребениям была оказана медвежья услуга: хорошо заметные курганы были разграблены ещё в древности, а уцелевшие тщательно обследуют в наше время различные «чёрные копатели».
У обычных скифов могилы были проще: в них жён и скот не помещали, однако предметы первой необходимости, оружие и ремесленные приспособления всё-таки помещали. Но над ними тоже насыпали курганы – правда, в высоту они редко превышали пару метров. Учитывая то, что в настоящее время большинство курганов Северного Причерноморья (а их, по оценке специалистов, десятки, если не сотни тысяч) находится в зоне активного земледелия, большинство «не царских» скифских курганов либо уже исчезли с лица земли, либо на грани исчезновения
В золоте не богатство, а красота
Вплоть до самого рубежа нашей эры золото в скифской культуре не имело непосредственного материального значения. Золотые украшения и предметы служили предметом роскоши не из-за высокой стоимости золота, а по причине его красоты и долговечности. Лишь после длительного торгового и культурного общения с греками и римлянами скифы стали использовать золото в качестве мерила материального благополучия и платёжного средства. В скифские курганы золотые украшения помещались не как символы богатство, а именно как украшения – чтобы своим видом и блеском услаждать взоры царей и знати в загробном мире. В силу этого золотые и серебряные предметы чаще встречаются в женских захоронениях в качестве серёг, браслетов, ожерелий, подвесок, бус, декоративных элементов одежды и так далее. В мужских погребениях подобные ценности обычно выглядят как богато украшенные элементы конской упряжи и как оформление оружия и доспехов. Реже из драгоценных металлов изготавливали посуду и прочие бытовые предметы.
Могилы обычных скифов в древности не грабили по причине их бесперспективности в плане наживы, а в наши времена они практически незаметны. Вот большие, называемые царскими (хотя в них не всегда погребались члены царских семей), курганы в большинстве своём были опустошены сотни лет назад. Исключения, до которых добираются и делают богатые находки археологи, составляют редкие погребальные комплексы. Обычно это те курганы, в которых находятся сразу несколько захоронений, сделанных в разные эпохи. Грабители могил, добравшись до одного захоронения в таком кургане, довольствовались добычей и не копали далее.
К наиболее известным раскопанным учёными скифским курганам относятся Чертомлык, Солоха, Мелитопольский курган и прочие. Чертомлык, раскопанный ещё 150 лет назад на территории Днепропетровской области, был курганом 20-метровой высоты и с диаметром основания в 350 метров. Это классический пример царского захоронения: помимо царя и царицы в него были помещены лошади, несколько слуг или рабов, содержалось множество предметов, представляющих ценность как с материальной, так и с художественной точки зрения. Одним из самых богатых курганов по праву считается Мелитопольский, случайно обнаруженный при рытье колодца в 1954 году – археологи извлекли из него примерно 4 тысячи золотых предметов.
Александр Бабицкий