Колоссы Мемнона, к Мемнону не имеющие отношения

Колоссы МемнонаДревних величественных и таинственных монументов в Египте хватает – просто не может не быть таинственной цивилизация, существовавшая за тысячи лет до того, как появились Рим и Афины. Среди остатков культуры Древнего Египта есть и такие, которые были «в моде» уже тысячи лет назад и представляли своего рода мистический аттракцион. Ярчайшим примером таковых артефактов Древнего Египта являются так называемые Колоссы Мемнона, к самому Мемнону не имеющие никакого отношения.

Аменхотеп III наверняка обиделся бы

То, что уже древним грекам и римлянам было известно как Колоссы Мемнона, в действительности первоначально являлось лишь частью грандиозного некрополя в честь египетского фараона Аменхотепа III, правившего в XIV веке до нашей эры и являвшегося отцом легендарного фараона-реформатора Эхнатона. Некрополь Аменхотепа III располагался в одном из древнейших и могущественнейших городов Древнего Египта, Фивах, напротив современного египетского города Луксор. Этот некрополь представлял собой, по сути, отдельный культовый город, построенный в прославление и воспоминание фараона, его площадь составляла 35 гектаров. Состоял этот комплекс из нескольких культовых сооружений, главным из которых был основной погребальный храм Аменхотепа III. Именно на входе в этот комплекс и храм и восседали две каменные статуи сидящего фараона – будущие Колоссы Мемнона.

 

Статуи Аменхотепа III стояли у церемониального входа в погребальный комплекс на западном берегу Нила и лицами были устремлены на восток, на восход солнца. Скульптуры представляли собой фигуры фараона, сидящего на троне, а у его ног находились скульптуры, изображавшие его мать, царицу Мутемуйю, и жену, царицу Тию. Кроме того, на боковых частях скульптур было изображение бога Нила Хапи, которое должно было защитить весь комплекс от сезонных разливов Нила. Примечательно, что Хапи не спас ни весь комплекс, ни скульптуры – по мнению учёных, именно постоянные наводнения привели к тому, что от погребальных храмов почти ничего не осталось, а сами статуи сохранились еле-еле. Вместе с тем это до сих пор весьма величественные статуи, имеющие высоту около 18 метров и вес примерно 700 тонн каждая.

Что касается позднейшего названия, Колоссы Мемнона, то оно пришло от греков и римлян: Мемнон - это персонаж античной мифологии, царь Эфиопии, который вместе с войском пришёл на помощь осаждённой греками Трое, но был убит Ахиллесом. К тому же само имя «Мемнон» означало «правитель утренней зари» (он был сыном богини утренней зари Эос) согласовывалось с ориентацией статуй на восход солнце. Ну, и имя Мемноса было похоже на греческое слово Мемнониум, которым обозначалась та часть Фив, где был расположен погребальный комплекс Аменхотепа III.

Почему Колоссы заговорили и почему замолчали

Колоссы МемнонаНепосредственно с греческой мифологией связано и такое уникальное свойство Колоссов Мемнона, как способность издавать звуки. Эта способность появилась, согласно источникам, в I веке до нашей эры, когда Фивы потрясло мощное землетрясение, принесшее большие разрушения. В частности пострадали и статуи Аменхотепа III, в них образовались большие трещины. После этого статуи «заговорили», то есть «запели»: зачастую во время восхода солнца эти статуи издавали протяжный звук, очень похожий на жалобную песнь, на плач или на горестные причитания. Прибывавшие в город греки и римляне очень быстро связали это с легендой о Мемноне и его матери Эос: в такой трактовке либо Мемнон песней утром встречает мать, либо сама богиня утренней зари оплакивает сына. Как бы то ни было, Колоссы стали объектом поклонения и паломничеств. Так продолжалось до 199 года, когда римский император Септимий Север приказал восстановить Колоссов, то есть придать им достойный вид и заделать все трещины и щели – после этого статуи замолчали раз и навсегда.

Современные учёные выдвинули весьма правдоподобное и рациональное объяснение тому, почему в один момент статуи обрели «голос» и как в другой момент они его потеряли. По их версии, во время крупного землетрясения в Фивах в I веке до нашей эры, когда в статуях появились крупные трещины, которые более двухсот лет не ликвидировали, то на гранитной поверхности Колоссов появились многочисленные неровные поверхности. На этих неровностях за ночь скапливалась влага, выпадавшая в виде росы, а когда с рассветом на статуи попадало солнце, влага начинала довольно интенсивно испаряться. Испарение воды под воздействием высокой температуры вело к разрушению камня и эти микроразрывы гранита и создавали тот печальный звук, который Колоссы издавали на рассвете. То обстоятельство, что статуи пели не каждое утро, вызвано, судя по всему, тем, что звуковые волны появлялись лишь при определённых характеристиках воздуха (температура, влажность, наличие или отсутствие ветра и так далее), которые присутствовали не всегда. Когда же в 199 году статуи были реставрированы, то вся их поверхность снова стала ровной, полированной, что и привело к прекращению звуковых эффектов – исчезли неровности, в которых могла бы скапливаться влага.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,