Исторически сложившиеся очень сложные межнациональные отношения на Западной Украине получили особую актуальность в свете украинского государственного кризиса. Разногласия на идеологической почве обострились, что привело к поиску исторических аналогий. Одним из серьёзных аргументов против ультраправых националистических сил, сформировавшихся на западе Украины, является Волынская резня. О том, что бандеровцы и Волынская резня тесным образом связаны, не устают повторять все противники украинских националистов. Так в чём же заключается правда о Волынской резне?
Трагедия была неизбежна?
Под названием «Волынская резня» известен вооружённый этнический конфликт в северо-западной части Украины (историческая область Волынь), в ходе которого осуществлялось уничтожение сначала польского мирного населения (апрель – сентябрь 1943 года), а затем, в ходе ответных мер, террор против украинского населения (начало 1944 года). Волынская резня 1943 года имела как глубокие исторические корни, так и весьма конкретные причины, сформировавшиеся в предшествующие четверть века. Необходимо начать с того, что на протяжении фактически всего Средневековья и Нового времени Волынь и прилегающие к ней земли были территорией ожесточённых этнических и религиозных конфликтов.
С одной стороны, католическая Польша считала эти земли своими и прилагала усилия по «колонизации» их польским населением. С другой, украинцы, религиозный состав которых был весьма пёстрым, от православных до греко-католиков, всячески сопротивлялись вытеснению с родных земель. Примерно с XVI века, то есть с момента образования Речи Посполитой как мощной державы с имперскими амбициями, конфликт обострился и был чреват многочисленными жертвами. К началу XX столетия ситуация относительно успокоилась, однако напряжённость сохранялась. Она стала ещё острее после того, как после распада Российской империи западные украинские земли вошли в состав независимого польского государства.
Поляки начали проводить ещё более активную политику «ополячивания» Волыни, развернув широкую программу заселения этих земель польскими крестьянами.
Одновременно с этим шла политика дискриминации украинцев, которая выражалась в почти полной изоляции их от участия в государственном и местном управлении, в препятствовании развития национальной культуры и образования и так далее. На этой «плодородной почве» и вырос радикальный украинский национализм, наиболее известным представителем которого являлся лидер Организации украинских националистов (ОУН) Степан Бандера. Националисты к началу 1940-х годов сформулировали программу, согласно которой существование украинской нации возможно лишь при очищении Украины от «враждебных этнических элементов». Таковыми считались ляхи (поляки), москали (русские) и жиды (евреи).
Наибольший градус противоречий на Западной Украине был между украинцами и поляками. Поэтому, когда в начале 1943 года сложилась благоприятная ситуация, объединённые силы националистов (ОУН и УПА, Украинская повстанческая армия) решили практическим образом осуществить очистку Волыни от поляков. Польша была оккупирована Германией и была занята борьбой с гитлеровцами, тогда как УПА и ОУН были вооружены и экипированы Третьим Рейхом для осуществления полицейских функций.
«Не щадя ни стариков, ни детей…»
Волынская резня в Польше обоснованно считается национальной трагедией: это один из вопиющих примеров прямого геноцида. Полномасштабные нападения на населённые пункты с польским населением, часть из которых были укреплёнными, начались в апреле 1943 года, после принятия в марте решения о «зачистке» волынских земель от польского «элемента». Однако отдельные нападения начались двумя месяцами ранее – первое вооруженное нападение на поляков датируются 9 февраля 1943 года, когда около 200 человек были уничтожены при нападении на село Паросля.
Согласно историческим свидетельствам, собранным по воспоминаниям выживших очевидцев и участников нападений, террор осуществлялся с беспрецедентной жестокостью.
Жертвами становились все, кто не соответствовал «правильной» национальности – поляки уничтожались, начиная от младенцев и заканчивая древними стариками. Убийства осуществлялись не только огнестрельным оружием, люди резались, словно скот, многие были сожжены в собственных домах. Широко распространены были жестокие пытки: на фотографиях с мест нападений, сделанных немцами по «горячим следам», запечатлены покалеченные трупы с отрубленными конечностями и страшными ожогами.
Особенно трагичной была участь смешанных украино-польских семей: поляки в них убивались без пощады, а украинцы либо тоже убивались как «предатели своего народа», либо ставились перед чудовищным выбором – умереть или убить собственными руками родственников. Волынская резня растянулась на полгода, за это время число жертв среди мирного польского населения северо-запада Украины составило от 55 до 80 тысяч человек (согласно различным оценкам).
Кровь порождает кровь
Конечно, поляки о Волынской резне знали – однако до поры до времени не могли ей активно противостоять. При этом многие польские населённые пункты Волыни были укреплены и получали поддержку оружием из Польши, некоторые из них смогли отбить нападения украинских националистов. Хотя в целом к сентябрю 1943 года Волынь действительно стала моноэтнической: подавляющее большинство выживших поляков бежали на Запад. Многие из них предпочитали сдаваться немцам и отправляться в трудовые концентрационные лагеря, полагая, что там шансы выжить всё-таки выше, чем по соседству с украинскими националистами.
Но геополитическая ситуация постепенно менялась, Третий Рейх терпел поражения, польские вооружённые отряды становились всё сильнее. Отдельные ответные вооружённые вылазки против баз украинских националистов поляки стали организовывать с августа 1943 года. Однако лишь в начале 1944 года у них появились силы для крупномасштабных военных операций на Западной Украине. В основном они заключались в боях с вооружёнными формированиями УПА и ОУН, однако мотив мести за Волынскую резню не мог не возникнуть. Официально польское командование запретило насилие в отношении мирного украинского населения. На практике же офицеры обычно сквозь пальцы смотрели на акты террора против украинцев.
Некоторые польские отряды целенаправленно уничтожали украинские сёла в качестве ответных действий за резню.
Оценки числа погибших в первой половине 1944 года украинцев серьёзно разнятся: встречаются цифры от двух до двадцати тысяч погибших. Межнациональная ненависть на Волыни и в целом на Западной Украине сохранялась и в последующие годы. Проблема эта была относительно решена уже после окончания Второй Мировой войны и установления контроля СССР над этими территориями. Между Польшей и Советским Союзом в 1945 году было заключено соглашение «об обмене населением»: около миллиона поляков выехали с украинских земель на историческую родину, в обратном направлении последовали около 600 тысяч украинцев.
В настоящее время Волынская резня является одной из самых болевых точек польско-украинских отношений. Украинские власти признают факт самой резни, однако в весьма расплывчатых формулировках уклоняются от признания ответственности за неё украинцев. Поляки, в свою очередь, считают эти события одними из наиболее трагических страниц своей истории. Так, памятник Волынской резне, посвящённый её жертвам, имеет на себе красноречивую надпись: «Если я забуду о них на земле, Боже, забудь про меня на небе».
Александр Бабицкий