Да, в старости заложена тайна. Страшная, вечная, неразгаданная. Любой другой возраст (детство, юность, зрелость) постепенно переходит в следующий. Любой другой, но не старость. Она уходит в никуда, исчезает в небытии, растворяется в вечности. Даже если религиозная трактовка верна и существует жизнь после смерти , то всё равно от этого тайна старости не становится менее загадочной и непостижимой...
Мы знаем из литературы, а некоторые из личного опыта, что люди заболевшие неизлечимой болезнью, например, раком, СПИДом или той же, наводящей страх на сегодняшний мир, эболой меняются. Они начинают по-другому видеть мир. То, что раньше казалось важным, (карьера, богатство, престиж) превращается в пустяк. И, наоборот, приносит радость то, что раньше не всегда замечали: красота цветка, восход солнца, вид ночного, звёздного неба, общение с друзьями и близкими, многое другое. Иногда к ним приходит Вера во Всевышнего. Вера искренняя и глубокая. Примерно то же самое происходит (не у всех, конечно, но у многих) в старости.
Именно старость ставит перед человеком вопросы, на которые в течение тысячелетий пытались ответить как мудрецы, так и простые смертные. Как к ней относится? Как воспринимать неизбежное исчезновение? Как жить человеку, если он знает, что вскоре обречён умереть? Ответы на эти вопросы были разными и, в зависимости от ответа, люди, достигшие старческого или, как иногда говорят, «третьего» возраста, по-разному решали для себя в чём именно состоит тайна, о которой идёт речь в заголовке.
Старость - самое плохое время жизни
Такой ответ встречается, пожалуй, наиболее часто. Не случайно много эпитетов именно в этом ключе сопровождают слово «старость»: бесцветная, одинокая, дряхлая, унылая, болезненная и т.п. Фаина Раневская, которая любила обо всём говорить прямо, не приукрашивая, как-то заметила: «Это время, когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность». Мудрец Ларошфуко, выразился ещё более пессимистично: «Старость - остров окружённый смертью».
По мнению сторонников такого взгляда, радоваться вступающим в третий возраст нечему: всё плохо, трудно, безысходно. Хворост в огонь подкидывают геронтологи, заявляющие, что старческий возраст способствует психологической деградации и уменьшению умственных способностей. Полной и законченной становится «картина маслом», когда на стариков неожиданно и непонятно откуда сваливается болезнь Альцгеймера . Это страшная напасть не только для самого старика или старушки, но и для окружающих. Бедняги рассказывают вам какую-нибудь историю из своей жизни, возможно, интересную, раз по десять на день.
Особенно боятся старости женщины, для которых красота и внешняя привлекательность важнее, чем для мужчины.
Но, пожалуй, самым неприятным и тяжёлым следствием старости является одиночество. Мысль о том, что ты никому не нужен, ты лишний, убивает быстрее любых болезней, приводит к снижению активности, к депрессии, делает человека раздражительным и нервным. Иногда подобное ощущение надуманно, но, порой, объясняется тем, что стариков, действительно, оттесняют на второй план. Заставляют уходить на пенсию, когда они ещё вполне могут трудиться, не прислушиваются к их мнению. Но есть и другой ответ.
Старость - замечательное время жизни
Может быть, даже самое лучшее. Такая точка зрения тоже имеет сторонников, причём, по моим наблюдениям, (статистикой не владею) число их возрастает. Во многих развитых странах, человек с выходом на пенсию может, наконец, посвятить себя любимому делу, о котором мечтал всю жизнь (если, конечно, работа, как, например, писал о себе Булат Окуджава) не была таковым. Он путешествует, занимается коллекционированием, рисует, изучает иностранные языки, даже учится играть на том или ином музыкальном инструменте. Во всяком случае, ко мне, как к учителю музыки, неоднократно обращались начинающие ученики, которым было далеко за 60 и даже за 70: «С детства хотел (а) научиться играть на фортепиано, но никогда не было на это времени. И вот теперь, наконец...».
Нередко, вместе с приходом старости уходит всё лишнее, наносное, ненужное для жизни. Мы начинаем понимать истины, которые трудно усвоить в другом возрасте: всё пройдёт, настоящее счастье не в деньгах, главные жизненные радости, (они для каждого разные) вообще, не требуют денег. В старости, когда не надо думать о зарплате, карьере и других временных ценностях, жизнь становится более безмятежной и спокойной. Сегодня во многих развитых странах появилось движение, которое получило название бэбибумеры. Эти люди уже в предпенсионном возрасте начинают осваивать новые профессии: медсестёр (медбратьев), учителей, фотографов, переводчиков, экскурсоводов. В США, где это движение получило наибольшее распространение, создано более 50 курсов разного направления для лиц старше 55 лет. Встречаются даже вузы, в которых количество студентов предпенсионного возраста составляет от 10% до 15%.
В этой связи, любопытное открытие сделали учёные Токийского (Япония) университета. Они установили, что многие старые люди могут учиться не хуже молодых, но за счёт не серого, а белого вещества мозга.
Опросы пожилых людей, которые проходили в разных странах, показали, что более 40% опрошенных хотят учиться. В России в 2006 году профессор Александр Нечаев открыл в Самаре первый университет, в который можно было поступить лишь достигнув 60 лет. Количество желающих учиться, как в самом престижном вузе, в три раза превышает количество мест. Среди факультетов: компьютерной грамотности, психолого-педагогический (где учат общению с детьми), здорового образа жизни.
В начале XXI века ответ «старость - замечательное время жизни» перешёл в некоторых странах, особенно, в той же динамичной Америке, в другой, ещё более оптимистичный.
Старости нет!
То есть, вообще, нет. Нет такого возраста. Достигнув третьего возраста, человек продолжает жить, как жил. Ничего не меняя ни в привычках, ни образе жизни, ни в отношениях с окружающими.
О том, что такое возможно, говорят примеры из жизни многих великих людей. Например, Сократ, начал учиться играть на разных музыкальных инструментах, в том числе, таком сложном как арфа, после 70 лет и стал искусным музыкантом. Гёте написал «Фауста» в 80 лет. Тициан многие свои лучшие полотна создал после 80-ти. Другими словами, старость далеко не всегда сопровождается тусклым сознанием и интеллектуальной несостоятельностью. И даже физическая немощь, порой, отступает.
О том, что взгляд на тайну третьего возраста, вынесенный в подзаголовке не пустая фантазия, говорят учёные, занимающиеся регенеративно-клеточными технологиями. Они подтверждают, что в недалёком будущем, благодаря использованию этих технологий, можно будет надолго отодвинуть старость. Чтобы добиться результата, надо, прежде всего, правильно поставить цель. Как говорил Сенека: «Для человека, не знающего к какой гавани он отправляется, ни один ветер не будет попутным». Уже сегодня в некоторых развитых странах созданы общественные движения и даже политические партии, считающие, что главной целью человечества как раз и должен стать прорыв в медицине, связанный с увеличением продолжительности жизни. Причём речь идёт не о десятках, а о сотнях лет.
Справедливости ради следует сказать, что есть и противники увеличения продолжительности жизни. Они говорят, что репродуктивный возраст-80-100 лет, задуманный природой, самый лучший. Их аргументы:
- Нас ждёт перенаселение.
- Количество рабочих мест ограничено и старики, продолжающие работать, занимают места молодых.
- Содержание огромного количества пенсионеров не выдержит никакая экономика.
Не согласен. Думаю, что человечество сможет в будущем решить возникающие в связи с увеличением продолжительности жизни, проблемы. Этому будет способствовать не только развитие науки, но и выход в дальний космос, контакт с другими цивилизациями.
Лев Мадорский