При создании проектов жилых домов первостепенное внимание уделяется функциональной «начинке» здания: планировке его внутренних помещений, распределению коммуникаций, рациональной и экономичной компоновке жилой и нежилой площади и так далее. Эти составляющие решают примерно одинаковые задачи и поэтому различаются главным образом в зависимости от материального благосостояния заказчика. Поэтому понятие «необычные дома» связано в первую очередь с внешним видом, с фасадом того или иного здания.
Хотя самые необычные дома обычно порождаются смелой фантазией и стремлением к оригинальности, в отдельных случаях их специфика обусловлена особыми условиями и требованиями строительства.
Дом-кольцо
Дом-кольцо на Фонтанке – Санкт-Петербург заслуженно считается одним из самых интересных городов мира в плане архитектуры. Однако даже в этом избалованном замечательными зданиями городе выделяется снаружи не слишком приметный дом на Фонтанке. Это круглый дом, или дом-кольцо, уникальность которого не столько во внешнем виде (ну круглый дом, и круглый), сколько в очень смелом для своего времени концептуальном решении. Он был построен в первой четверти XIX столетия и почти на сто лет предугадал идеи конструктивизма.
Архитектор Шарлемань выбрал необычную круглую форму здания, чтобы выполнить условия заказчика: добиться, чтобы дом не загораживал солнечный свет соседним домам и имел внутренний двор.
Дом-камень
Одним из самых популярных среди современных сторонников идеи защиты окружающей среды и естественной жизни человека на лоне природы вот уже на протяжении сорока с лишним лет является дом-камень в окрестностях города Фафи на самом севере Португалии.
Местный энтузиаст Виктор Родригес захотел построить жилище, которое, с одной стороны, позволяло бы ему уединиться от шумной цивилизации, с другой, не нарушало бы целостности пейзажа. С этой целью он нашёл два огромных валуна, находящихся рядом друг с другом, и достроил между ними каменные стены и крышу, превратив в естественные опоры дома. Внутренние помещения получились очень небольшими, пригодными для проживания лишь одного человека. Зато внешний вид дома получился просто сказочным. Это привело к нарушению планов Родригеса: вскоре после заселения он был вынужден съехать, так как дом-камень стал очень популярной туристической достопримечательностью и его создатель лишился спокойной жизни.
Дом-нора
После выхода на экраны кинотрилогии «Властелин колец» по одноимённому произведению Толкиена особой популярностью стало пользоваться показанное в фильме жилище-нора хоббита Бильбо Бэггинса. Некоторые решили воссоздать в реальности подобный дом, представляющий собой вырытую в склоне холма систему подземных помещений. Одним из таких энтузиастов стал житель Уэльса Саймон Дэйл, построившим настоящую нору в подходящем по рельефу ближайшем лесу.
Саймон построил дом своими руками и жилище получилось пусть относительно небольшим, однако вполне практичным и экономичным. Традиционную климатическую систему, в которой продукты охлаждаются за счёт пониженной температуры подвала, а тепло порождается камином, была дополнена солнечными батареями, обеспечивающими дом электроэнергией.
Дома из бутылок
Шампанское, как известно, является традиционным французским напитком – однако использовать бутылки из-под игристого вина в качестве строительного материала для жилых домов пришло в голову не французам, а жителям постсоветского пространства.
Есть три примера, когда дома были построены в буквальном смысле из бутылок. Два из них имеют украинское происхождение: 20 тысяч бутылок понадобилось жителю Карпат Владимиру Бижыку для строительства двухэтажного дома, а житель Запорожья Владимир Сысе потратил 8 тысяч аналогичных бутылок для возведения своего жилища.
Россияне также не остались в долгу: обитатель посёлка Теченское на Южном Урале Хамидулла Ильчибаев за несколько лет возвёл дом площадью в 100 квадратных метров из 12 тысяч бутылок из-под шампанского. Строительству предшествовала трагическая история: сама идея возведения дома из бутылок принадлежала младшему сыну Ильчибаева, погибшему в 18 лет. В память о сыне отец и возвёл дом, фундамент которого составили каменные валуны, а каркас построен из деревянного бруса. Бутылки, скреплённые раствором, составляют непосредственно стены строения, обеспечивая, по словам автора, завидную теплопроводность (летом в доме прохладно, а зимой тепло). Стеклянный дом строитель подарил на свадьбу старшему сыну.
Идеальный дворец
Схожий пример того, что для энтузиаста не бывает преград, достаточно смелой идеи, упорства и большого количества времени, являет собой Идеальный дворец Фердинана Шеваля.
Шеваль, простой житель департамента Дром на юго-востоке Франции, с 1879 года в течение 33 лет собственноручно без чьей-либо помощи строил собственный дворец. Для этого он пользовался преимуществами своей работы: будучи сельским почтальоном, он имел возможность собирать по округе камни самой разнообразной формы. В итоге к 1912 году он построил настоящий дворец, в причудливых очертаниях которого были соединены самые различные культурные, национальные и религиозные элементы. Односельчане по понятным причинам почитали его за чудака и местного сумасшедшего, однако в 1920-1930-е годы, уже после смерти Шеваля, его творение было названо творческой общественностью, в первую очередь сюрреалистами, бесспорным шедевром.
В 1975 году Идеальный дворец был официально признан правительством Франции памятником культуры и искусства.
Дом-ракушка
Чаще всего необычные дома либо являются просто достопримечательностями, не имеющими утилитарного использования, либо непосредственно жилыми домами для их авторов и строителей. Мексиканский художник Октавио Окампо сумел не просто построить необычное здание, но и использовать его для получения прибыли.
Окампо создал на берегу озера дом-ракушку, основными строительными материалами которого стали бетон, используемый в качестве скрепляющего раствора, и природные материалы. Под природными материалами подразумеваются раковины и кораллы, особо гармонирующие с окружающим пейзажем. Получился дом на две спальни и две ванные комнаты, которые предприимчивый художник сдаёт в аренду молодожёнам, желающим провести медовый месяц или непосредственно свадебную церемонию в необычном месте на лоне природы.
Александр Бабицкий