Благодаря художественным литературным произведениям и кинофильмам тема тайных обществ, глобальных заговоров, мирового правительства и прочая конспирология с недавних пор снова в моде. В связи с этим количество упоминаний различных секретных обществ, сект, тайных организаций в средствах массовой информации и Интернете резко возросло. При этом вне конкуренции по частоте упоминаний два тайных общества, которые позиционируются то как идентичные, то как родственные, то как враждебные друг другу: масоны и иллюминаты .
Все хотят наставить человечество на путь истинный…
Благодаря романам Дэна Брауна, очень точно почувствовавшего потребность публики в таинственных и мистических детективных историях, иллюминаты воспринимаются как нечто очень зловещее и опасное. Чтобы понять, что представляли собой иллюминаты в действительности и существуют ли они в настоящее время, нужно изучить историю вопроса. А она уводит нас во вторую половину XVIII века, в так называемую эпоху Просвещения. Это был исторический период, который в Европе характеризовался бурными идеологическими изменениями. Религиозное мировоззрение представлялось устаревшим и наивным, а замена ему ещё не была найдена. Этот процесс поиска породил многочисленные доктрины тайных обществ, стремившихся преобразовать мир на новых принципах и ценностях.
Соответствующие идеи и тайные общества росли в Европе как грибы после дождя. Тем более, что XVIII столетие было поистине золотым веком для масонства, получившего большое распространение в среде знатных образованных людей того времени.
Масонство показало пример организационной структуры - тайной ложи со своими правилами, с особой церемонией принятия в свои ряды, с внутренней дисциплиной, с особыми символами и засекреченными от непосвящённых ритуалами. По образцу масонских лож стали создаваться разнообразные тайные общества - и одним из них стал основанный в 1776 году в Баварии так называемый орден иллюминатов (то есть «просвещённых»). Его лидер Адам Вейсгаупт придерживался идеологии, согласно которой мир нуждался в исправлении и руководстве со стороны группы избранных «просвещённых». Эти просвещённые, иллюминаты, должны были, основываясь на рациональных соображениях справедливости, пользы, целесообразности и гуманности, построить новое общество, в котором не было бы места религиозным предрассудкам, мистике, суевериям . Тем самым предполагалось искоренить неравенство между людьми, основанное на этих недостатках, и создать фундамент для новых гармоничных человеческих взаимоотношений.
Иллюминаты - кучка масонских «еретиков»?
По большому счёту, иллюминаты, которых никогда не насчитывалось более 700 человек в пределах только Баварии, мало чем отличались от множества подобных мелких тайных обществ конца XVIII века. Орден под управлением Вейсгаупта просуществовал менее десяти лет и был упразднён в 1784 году местными властями в ходе начавшейся кампании по борьбе со слишком активизировавшимися тайными общества разного пошиба. Единственным настоящим достижением иллюминатов стало то, что они попали в официальные списки тайных обществ. Из этих списков их название в числе многих прочих перекочевало в антимасонские сочинения, а уже из них это звучное слово заимствовали всевозможные конспирологи конца XX века.
Так что никакой могущественной, наглухо законспирированной и держащей в своих руках нити мирового господства тайной организации иллюминатов не существует.
Во всяком случае, об этом нет ни одного заслуживающего внимания факта или хотя бы намёка. Настоящие иллюминаты прекратили своё существование в 1785 году, а члены этого ордена разбрелись по различным масонским ложам Европы. Кстати, большинство из них первоначально и были масонами - Вейсгаупт переманивал в основном масонов низших степеней, неудовлетворённых своим положением в ложах. Вопрос о соотношении иллюминатов и масонов довольно запутанный. С одной стороны, практически все иллюминаты являлись и масонами. Причём чаще всего они были членами масонских лож до вступления в орден иллюминатов, сохраняли свой статус одновременно с пребыванием в иллюминатах, и оставались масонами после 1785 года.
Таким образом, можно сделать вывод, что иллюминаты это те же масоны. С другой стороны, иллюминаты высказывали некоторые идеи, отличавшие их от масонов. Прежде всего, это был отказ от религиозной и мистической составляющей. Вейсгаупт и его последователи не были атеистами: они признавали существование Бога как Творца мироздания, но отказывали Ему в какой бы то активной роли после акта Творения. Теперь всё было в руках человека, всё зависело от его воли, от его разума, от его нравственных ориентиров. Поэтому и таинственные ритуалы, и мистические настроения масонов иллюминатам были не столь близки. То есть иллюминатов можно охарактеризовать как отколовшуюся от масонства «еретическую группу», имевшую с масонством единую цель, но предполагавшую достичь её несколько иными средствами.
Александр Бабицкий