Любая форма организованной преступности вызывает повышенный интерес. Причём странная любовь к острым впечатлениям от ознакомления с деятельностью преступников является полноценной частью современной массовой культуры. Не зря созданные благодаря литературе и кинематографу представления об итальянской мафии уже стали культурным стереотипом. Нечто похожее представляет собой и японская мафия якудза – о ней многие слышали, ей посвящены многие фильмы, мультфильмы, комиксы, видеоигры и тому подобное.
История якудзы – от бродяг до «хозяев жизни»
Само слово «якудза» является названием худшей комбинации в одной из распространённых японских настольных игр и первоначально использовалось заядлыми игроками для обозначения самих себя – в смысле «пропащие, безнадёжные и бесполезные люди». История якудза как основной формы организованной преступности в Японии берёт своё начало в XVII веке, когда после установления в стране сёгуната под управлением рода Токугава дороги и города наводнило множество бродяг. Их основу составляли разорённые и оставшиеся без имущества и средств к существованию крестьяне и ремесленники, а также многочисленные ронины (самураи, оставшиеся без сюзеренов – множество влиятельных князей, противников Токугава, были убиты).
Постепенно этот сброд сформировал две основных разновидности бродяг. Один из них это бакуто, те самые игроки в азартные игры, которые постепенно взяли контроль над организацией и проведением этих игрищ в постоялых дворах, в тавернах, публичных домах и так далее. Другой вид – так называемые тэкия, уличные торговцы-мошенники, разного рода аферисты (сейчас в отношении их можно было бы использовать слово «лохотронщики»), мелкие вымогатели, грабители и воры. Для эффективной организации группы бакуто и тэкия объединялись в группы, ставшие основой якудза. Эти группы были спаяны железной дисциплиной и требованиями безусловного подчинения главе банды (оябуну), который считался своего рода главой новой семьи. Каждый новый участник банд, членов которых постепенно и стали именовать якудза, считался сыном по отношении к отцу-главе, а остальные якудза были друг для друга старшими и младшими братьями.
Как американцы «возродили» якудза
Во главе банд якудза обычно становились люди с самурайским прошлым, ронины или разорившиеся самураи. Они привнесли в кодекс якудза многие элементы из самурайской военной психологии и кодекса дисциплины, а также придали ему военизированный характер. Каждая группировка якудза имела собственную территорию, на которой вела свои дела. Эту территорию нужно было защищать – поэтому якудза должны были быть крепкими, не боящимися насилия и смерти и обученными боевым единоборствам. Настоящий расцвет якудза начался в 1930-х годах, когда в условиях глубокой экономической депрессии власти ослабили контроль за преступностью и нелегальные сферы азартных игр, проституции и тому подобного стали активно развиваться. К тому же власти нередко договаривались с лидерами якудза о подавлении социальных выступлений, забастовок рабочих и так далее.
После Второй Мировой войны якудза пребывали в кризисе – самая боеспособная часть группировок была призвана на фронт и погибла, основные источники доходов иссякли, преступников насчитывалось около 180 тысяч, но они были раздроблены на более чем пять тысяч мелких банд. Но с началом в 1950 году Корейской войны всё изменилось. Япония стала по сути тыловой базой американской армии, то есть в возрождаемую страну хлынули американские деньги. Снова понадобились увеселительные заведения, публичные дома и тому подобное. К тому же снова обострились социальные противоречия и семьи якудза опять понадобились ещё не набравшему силу правительству. За время войны в Японию были ввезены сотни тысяч китайских и корейских рабочих, по сути рабов, которые теперь стали устраивать беспорядки. Полиция с ними не справлялась – зато якудза, получившие негласную санкцию государства, быстро разобрались с возмутителями спокойствия.
После этого на некоторое время государство оставило их в покое – и якудза этого хватило, чтобы не только восстановить прежнии империи, но и достичь принципиально иного уровня. К тому же наряду с традиционными группировками бакуто и тэкия среди якудза появилась новая сила – банды гурэнтай, главной сферой деятельности которых стало сутенёрство. Постепенно гурэнтай переключились на нелегальный бизнес, связанный с распространением порнографии, торговлей наркотиками и вымогательством. Именно «новые якудза» отошли от старомодных традиций: прежнее оружие якудза мечи были заменены на огнестрельное оружие. Так что уже в 1960-х годах якудза стали мощным фактором японского общества благодаря своей внутренней дисциплине, значительной численности и постепенно устанавливаемым связям в политической сфере. С преступниками охотно, хоть и тайно, сотрудничали политические силы крайне правого и националистического толка. К началу XXI века общая численность якудза составляет, по разным подсчётам, от 90 до 100 тысяч человек, объединённых в 2-3 тысячи группировок.
Член якудза – это навсегда
Структура кланов якудза построена, с одной стороны, по типу патриархальной японской семьи, с другой, весьма напоминает иерархию итальянской мафии. Кроме того, можно усмотреть некоторые родственные черты между китайской мафией триада и якудза. Клан, возглавляемый лидером (оябуном), с которым каждый член банды связан отношениями личной кровной преданности, условно разделён на два «подразделения». Самая многочисленная это своего рода «боевая группа», в которой состоят якудза-боевики, готовые по первому приказу вышестоящих членов клана исполнять любую самую грязную работу. Непосредственно оябуну подчиняется так называемый «старший лейтенант» (вака-гасира), командир нескольких боевых подразделений. Во главе каждого подразделения якудза стоит «младший лейтенант» (сятэй-гасира), а состав рядовых членов якудза разделён на старших и младших братьев.
Но это что касается полноправных якудза, членов клана, прошедших проверки, доказавших свою преданность и полезность и прошедших обряд посвящения. Помимо них, существуют также новички, которые готовятся к посвящению, и стажёры, которые проходят проверку. Вторая часть клана является юридически-экономической и, по сути, представляет собой аналог менеджмента крупной корпорации. Непосредственно всеми финансовыми, юридическими и прочими хозяйственными делами ведает сайко-комон («главный советник») и совет старших советников (санро-кай). В их непосредственном подчинении находятся советники, специализирующиеся на ведении бухгалтерии (кайкэй) и всей юридической деятельности (сингиин), начиная от уклонения от налогов и заканчивая правовой поддержкой арестованных членов клана.
Вопреки многим голливудским фильмам, члены банд в обычной жизни не имеют ярко выраженных черт внешности, некая особенная одежда якудза - это миф. Со стороны это обычно молодые люди спортивного телосложения в костюмах европейского покроя. Другое тело татуировки якудза: традиционно покрытие своего тела особыми орнаментами и рисунками считается одной из отличительных черт якудза. При этом каждый клан якудза имеет собственные символы, также и положение в иерархии семьи отражается с помощью нанесения особых рисунков. Исторически это связано с обычаем японцев мыться в общественных банях (личных купален в домах японцев не было). Следовательно, встречавшиеся в них преступники из разных кланов могли по тату якудза без слов узнать, представитель какой семьи перед ним и какое место он в ней занимает.
В настоящее время более половины членов банд следуют традиции наносить наколки якудза, однако всё чаще ради конспирации от этого обычая отступают. Другой хорошо известный ритуал якудза – юбитсуме, или отрезание пальца. Первоначально отрезать часть фаланги левого мизинца являлось частью обряда посвящения в члены клана. Затем якудза должен был отрезать палец в случае провинности перед семьёй. Кроме того, в тех редчайших случаях, когда члену якудза дозволялось выйти из клана и начать «гражданскую жизнь», он также должен был пожертвовать как минимум одним пальцем.
Александр Бабицкий