Голод, холод, движение – эти три составляющие здоровья однажды открыл для себя знаменитый советский крестьянин, Порфирий Иванов. Седой нестриженый старик, бегающий босиком по снегу и поющий гимн природе, стал настоящим гуру для тысяч последователей в России и бывших республиках СССР. Но кем стали ивановцы на самом деле – пропагандистами здорового образа жизни или сектантами?
Вот так «Детка»! Система оздоровления Порфирия Иванова
Основы своего учения Порфирий Иванов изложил всего за пару лет до смерти. В обращении к читателю, представителю «советского народа», ласково называемому им «Деткой», он пишет, что 50 из 85 лет отдал ежедневному испытанию различных качеств природы. Эксперименты над здоровьем подарили ему невероятно закаленный организм. И к концу жизненного пути Порфирий Иванов решил передать этот опыт другим. Массово до публикации 1982 года статьи в журнале «Огонек» о нем практически никто не знал. Вплоть до преддверия 85 лет целитель принимал последователей у себя дома, сначала в селе Ореховка, а затем на хуторе Верхний Кондрючий Луганской области. К Иванову обращались неизлечимо больные, многим из которых он действительно в считанные дни возвращал утраченное здоровье. Но методы были жесткими.
Первой из 12 заповедей Порфирия Корнеевича стала заповедь о купании – два раза в день омываться природной водой, всегда завершая горячее обливание холодным.
Сопровождать эту процедуру следовало стоянием на босых ногах на голой земле, а раз в неделю – устраивать себе на 36 часов голодный пост. Ивановцам учитель советовал носить на себе как можно меньше одежды. Сам Порфирий Иванов долгие годы жизни проходил в теплое и холодное время года в одних шортах. Не пить, не курить, не лениться, не гордиться, не лицемерить, не бояться, не думать о недомогании и смерти – во всех этих советах, казалось бы, нет ничего нового. А некоторые из заповедей, вроде «Не плюйся» или «Всегда здоровайся с людьми», скептикам и вовсе казались смешными. Но, несмотря на голоса недоброжелателей, объединив основы своего учения в одном «поклонении природе», Иванову удалось создать целостную систему практик оздоровления организма.
Его не смогли «заморозить» даже фашисты
Поговорка «Что русскому хорошо, то немцу смерть» могла бы быть проиллюстрирована историей из жизни Порфирия Иванова. Еще до начала Великой Отечественной войны он получил диагноз «шизофрения», благодаря чему не был отправлен на фронт, а остался в родном селе. Известно, что до 35 лет Порфирий Иванов пил, курил и кутил, не проявляя заботы о себе. Но в 1933 году он неожиданно начал практиковать холодные обливания и отказался от простых благ цивилизации вроде обуви или одежды. Холод, по мнению Иванова, заставлял организм вырабатывать тепло, а бережное отношение к природе – жить за счет естественной энергии земли, воздуха и воды.
Как бы ни относились к чудачествам Порфирия односельчане, благодаря постоянной закалке, он действительно приучился переносить мороз и стужу. В 40-х годах, когда в село зашли немецкие оккупанты, приобретенное умение даже помогло ему обзавестись «охранной грамотой» от самого Паулюса. По легенде, обратив внимание на странного парня, ежедневно разгуливающего босиком по снегу и обливающегося холодной водой, солдаты армии Гитлера решили над ним подшутить. В сорокаградусный мороз, поочередно сменяя вахту, фашисты часами катали Порфирия Иванова, раздетого, вокруг деревни на мотоцикле, закапывали в снег, запирали в холодный чулан на ночь. Но когда с ним ничего не случилось, якобы отвели к Паулюсу, который побеседовав с Порфирием Корнеевичем, приказал оставить его в покое и выдал охранную грамоту.
Странный культ
Впрочем, эта история, как и многие другие свидетельства о жизни Порфирия Иванова, вполне может быть отнесена к разряду «легенд и мифов». Религиоведы и историки до сих пор спорят как о сути его учения, так и о количестве последователей Иванова и фактах его биографии. По одной из версий, он сознательно разрабатывал основы своей «Детки» долгим экспериментальным методом, по другой – случайно открыл чудодейственную силу холодных обливаний, заболев раком, в попытке совершить суицид на морозе. Одни исследователи относят его учение к неоязыческим, другие – к неохристианским культам. Немало и тех, кто вовсе не считает философию Порфирия Иванова религиозной системой. Отдельного внимания у ученых заслужил вопрос о том, являются ли ивановцы сектой.
Если в рамках деревенской жизни распорядок дня Порфирия Иванова выглядел хоть и странным, но вполне удачно вписывающимся в пасторальные картины сельского быта, то в условиях города, конечно, все происходит иначе. Разумеется, опыт тысяч людей, обливающих себя и своих детей на морозе холодной водой у столичных подъездов, вызывает у окружающих недоумение. Традиции совместных сборов на родине «учителя», распевания гимнов «Слава жизни» и «Победа моя», привычка ивановцев повсюду рассказывать о практиках оздоровления также заставляют скептиков относиться к этому течению как к секте.
Если понимать под словом «секта» понятие «религиозное течение, ответвление» (без знака «плюс» или «минус»), то в некотором смысле слова ивановцы – действительно сектанты.
Но отнести их течение к разряду деструктивных тоталитарных культов пока не отважился ни один религиовед. Зато немало опасений относительно реальной полезности системы Порфирия Иванова для здоровья и скептических оценок его деятельности выказывают медики.
По мнению врачей, в «Детке» не учитывается такой первостепенный фактор как индивидуальные особенности человеческого организма и роль диагностики в лечении болезней. Но, несмотря на это, методику практикуют теперь уже не только тысячи жителей стран бывшего Советского союза, но и зарубежные последователи Порфирия Иванова. Среди поклонников его учения – немало знаменитых людей («телеврач» Геннадий Малахов, актер Михаил Жигалов). Бывший производитель одноименной марки водки Владимир Довгань в одном из интервью также заявил, что вернул себе здоровье по системе любимого «учителя».
Ксения Жарчинская