Начавшаяся в XVI веке Реформация, породившая протестантизм, запустила долгоиграющий механизм появления всё новых и новых религиозно-философских течений на базе христианства. Если прежде любые отклонения от христианских догматов считались ересью, а их организационные воплощения именовались сектами, то протестантизм придал процессу образования всё новых и новых религиозных направлений «законность». Отныне едва ли не каждый проповедник и богослов получил моральное право на собственное толкование Священного Писания и даже, по сути, на организацию собственной религии. Одним из наиболее распространённых современных протестантских течений являются пятидесятники.
Религия распространяется волнами?
Как и большинство нео-протестантских групп, пятидесятники не появились на пустом месте, у их доктрины была своя предыстория. Вопрос о духовном озарении и перерождении как последствии воздействия на человека Святого Духа традиционно волновал протестантских богословов – так как это одно из теоретических оснований, которое могло послужить в споре с католическими догмами. Традиционно принято возводить идейные истоки пятидесятников ещё к учению Джона Уэсли, основателя церкви методистов, об особом действии Святого Духа. Полноправным же основателем движения пятидесятников является американский священник Чарльз Фокс Пархэм. Именно Пархэм со своими сторонниками отыскал в Библии указания на то, что снисхождение на верующего особой благодати Святого Духа проявляется через способность говорить на иностранных, незнакомых человеку прежде языках. Первый такой случай пятидесятники датируют 1 января 1901 года и именно с него ведут историю своей конфессии.
Сами современные пятидесятники имеют собственную трактовку своей истории. Она гласит, что их церковь развивалась в соответствии с тремя «волнами Святого Духа». А каждая такая волна это «экстраординарное духовное движение, достигающее большого числа людей определенных слоев общества и существенно изменяющее его духовный климат». Первая «волна», согласно пятидесятникам, привела к качественным изменениям в сознании христиан начала XX века по всему миру, что и повлекло возникновение общин пятидесятников. Вторую волну они датируют 1960 годом и связывают её с возникновением так называемого харизматического движения, охватившего не только протестантов, но даже и часть католиков. Третья волна началась в 1980-е годы и привела к значительному росту как количества общин пятидесятников, так и к росту числа их членов.
Пацифизм - позиция религиозная
Название религиозного движения пятидесятники связано с их отождествлением своей веры и своих духовных переживаний с событиями Святой Пятидесятницы: как известно, именно в этот день на апостолов снизошёл Святой Дух, действие которого наиболее зримым образом проявилось через обретение дара говорить на разных языках (для проповеди Евангелия в разных народах). Сами пятидесятники полагают, что истинное Крещение осуществляется именно Святым Духом, когда он после искренних и длительных молитв верующего человека снисходит на него и одаривает его особой благодатью. Именно поэтому главным ритуальным составляющим религиозной жизни пятидесятников является проявлением «доказательств» снисхождения Святого духа: произнесение фраз на иностранных или даже неизвестных языках, а также различные восклицания, песни и тому подобное.
Другой специфической чертой учения и мировоззрения пятидесятников является их строгий и последовательный пацифизм. Основываясь на приведённом в Священном Писании примере Христа и апостолов, которые предпочитали пойти на мучительную смерть, но не защищаться с помощью насилия, пятидесятники категорически не приемлют убийство. Из-за этого у пятидесятников возникали и нередко в возникают до сих пор сложности с правительствами тех государств, гражданами которых они являются и по отношению к которым должны нести воинскую повинность. Впрочем, зачастую пятидесятники не отказываются от службы в армии как таковой, но они категорически против использования оружия и поэтому не могут принести воинскую присягу защищать родину «с оружием в руках».
В остальном учение пятидесятников повторяет основные положения многих других новых протестантских течений. Пятидесятники делают акцент на праведной жизни, на отказе от употребления алкоголя , табака, наркотиков. На запрете азартных игр и внебрачной половой жизни. Подобно почти всем современным протестантским конфессиям, пятидесятники особое место в своём богословие уделяют ожиданию Конца Света, Страшного Суда и Тысячелетнего царства Христова.
Александр Бабицкий