Елена Рерих: беседы с духами

Елена РерихОбщеизвестно выражение, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Разумеется, по каждой конкретной кандидатуре можно спорить, да и кого из мужчин считать великим, тоже вопрос интересный. Вот, например, художник, философ и писатель Николай Рерих – кто-то считает его одним из величайших людей в истории, кто-то отзывается о его творчестве менее восторженно, а кто-то и вовсе ругает последними словами. Но с тем фактом, что за спиной Николая Рериха находилась действительно очень сильная личность, Елена Рерих (хотя кто за чьей спиной находился, нужно ещё подумать), спорить не приходится.

Пришли Махатмы и надиктовали

Семья Рерихов в лице Николая Рериха, Елены Рерих и их детей, прежде всего, сына Юрия, являются основоположниками религиозно-философского течения, известного как Агни-йога («Живая этика»). Правда, если верить утверждениям самих Рерихов, истинное авторство изложенных в нескольких книгах, изданных в 1920-х – 1930-х годах, принадлежит вовсе не им. Здесь нужно сделать небольшой экскурс в историю и выяснить, что Рерихи с молодости увлекались модными в начале XX века в высшем свете Петербурга теософскими учениями, созданными, прежде всего, Еленой Блаватской, и спиритическими сеансами. Собственно, положения теософии Блаватской и спиритические сеансы и создали основу для философско-мистического опыта Елены Рерих и её родных.

 

В теософии существует понятие о Махатмах – неких духовных сущностях, являющихся носителями вневременной мудрости. Связаться с этими духами можно, по мнению теософов, прежде всего, в ходе спиритических сеансов. Рерихи активно пытались связаться с Махатмами, чтобы получить от них сокровенное знание. Однако, если судить по семейной переписке Рерихов и воспоминаниям их приближённых, на связь с ними Махатмы вышли лишь в 1920-х годах, когда семья уже находилась в эмиграции. Способов связи якобы было два – во-первых, это так называемое автоматическое письмо (когда во время спиритических сеансов медиум вроде бы становится вместилищем духа и тот посредством его руки записывает то или иное сообщение). Во-вторых, ясновидение – состояние транса, когда информация передаётся в сознание медиума.

Согласно утверждениям Рерихов, Елена Ивановна как раз обладала способностью к ясновидению и именно на её откровениях основывались более поздние издания Агни-йоги. Хотя официально Агни-йога не является творчеством Рерихов, это переданная через них Махатмами вневременная мудрость, большинство исследователей полагают, что именно Елена Рерих является основным автором этой доктрины. Кроме того, существуют также и предсказания Елены Ивановны, сделанные якобы на основе данных, полученных от Учителей, однако в большинстве своём они туманны, поддаются самым разнообразным трактовкам и касались лишь самого ближайшего будущего (например, предсказания о Второй Мировой войне).

Ничего общего с христианством

Примечательно, что Елена Ивановна и другие представители учения о «Живой этике» довольно активно использовали в своих философских построениях некоторые христианские элементы. Но они затрагивали не какие-то богословские компоненты, а, прежде всего, имена некоторых из наиболее уважаемых христианских святых. Особенным вниманием Рерихов пользовались Антоний Великий, Сергий Радонежский и Иоанн Кронштадтский. Никакого пересечения с реальными верованиями этих святых у «Живой этики» не было, однако Елена Рерих уверенно заявляла, что они разделяли основные принципы Агни-йоги. Сергия Радонежского же она и вовсе объявила одним из Махатм, то есть земным воплощением Учителя вневременной мудрости.

Официальная позиция Русской Православной церкви к доктрине Елены Рерих была сформулирована ещё в 1994 году, когда Архиерейский собор причислил Агни-йогу к оккультно-религиозным сектам и обозначил невозможность сочетания одним человеком и веры во Христа, и следования учению «Живой этики». Таким образом, последователи Агни-йоги были анафематствованы, то есть отлучены от церковного общения вплоть до отказа от своих заблуждений. Уже давно сформулированы главные различия в христианском вероучении и принципах «Живой этики», которые их противопоставляют:

  • согласно христианству, Бог есть сознательное, разумное и личное Бытие, создавшее мир, тогда как Агни-йога говорит, что Бог и мир едины, вне мира Его не существует и Он не обладает личностью и волей;
  • согласно христианству, Бог есть Абсолютное Добро, тогда как по взглядам Елены Рерих, Абсолют несёт в себе как добрые, так и злые начала;
  • согласно христианству, человек является свободной личностью и его действия и судьба в земной жизни не обусловлены некими прошлыми состояниями – по мнению «Живой этики», личностное начало есть негативное, ограничивающее состояние и человек не имеет свободы;
  • для христианства, Иисус Христос является истинным Спасителем, который спас мир и людей благодаря соединению в себе человеческой и божественной природы, для Агни-йоги он был только пророком, настоящий Мессия ещё должен явиться, а значение Иисуса заключается только в проповеданных им идеях;
  • краеугольным камнем христианства является вера в телесное воскресение Христа после распятия, тогда как последователи Елены Рерих не признают этого воскресения.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,