Об искусственном интеллекте в наше время говорят много и подробно. При этом отношение к данному феномену существенно разнится. Одни панически боятся того, что человек может перестать быть единственным носителем интеллекта и вспоминают кошмарные сценарии будущего вроде «Терминатора». Другие восторженно ждут, что искусственный разум, лишённый природных недостатков и ограничений разума биологического, решит, наконец, все проблемы человечества и избавит его от всех бед. Третьи, ничего не афишируя, уже используют элементы искусственного интеллекта для собственной выгоды.
Искусственный разум и феномен мышления
Искусственный интеллект стал частью сначала теоретико-философских размышлений, а затем прикладных научно-технических разработок, начиная с середины прошлого столетия. Именно тогда появились первые компьютеры, эксплуатация и развитие которых поставили вопрос о возможности создания машины и компьютерных программ, которые будут обладать собственными механизмами мышления. Кстати, для понимания проблемы искусственного разума необходим филологический экскурс в историю вопроса. Дело в том, что словосочетание «искусственный интеллект» стало частью нашего лексикона в связи с переводом англоязычного термина «Artificial intelligence». На самом деле этот термин переводится вовсе не как «искусственный интеллект», а как «искусственное умение рассуждать разумно». Казалось бы, такая мелочь, никакой разницы – в действительности же разница принципиальная.
Вообще-то основные споры вокруг темы искусственного разума напрямую связаны с этим лингвистическим курьёзом. В связи с неоднозначностью термина многие учёные указывают на то, что нельзя создать интеллект искусственный, если мы не до конца понимаем механизмы функционирования интеллекта биологического.
Закономерности, функции и «механическая составляющая» человеческого интеллекта по сию пору остаётся одной из главных загадок мироздания. В силу этого, считают эксперты, воссоздать искусственный интеллект, который бы был копией человеческого, невозможно.
Впрочем, есть отдельное направление учёных, которые всё-таки пытаются осуществить этот революционный прорыв. Добиться этого они предполагают с помощью перенесения в математическую систему компьютерных баз данных всех поведенческих и логических процессов, обнаруженных у человека – чтобы машина смогла их имитировать. Другой вариант это создание некоего гибрида человека и компьютера, предполагающего подсоединение нейрона головного мозга к электронной вычислительной части.
В любом случае эти разработки большинством экспертного сообщества считаются слишком фантастическими и малоперспективными. Создание искусственного разума рассматривается с позиции «искусственного умения рассуждать разумно» - то есть машина (в виде компьютерной программы) должна обладать навыками автономных логических операций, обработки получаемой информации, сравнения её с имеющейся базой данных, анализом полученной задачи, поиском решения и формулирования ответов и выводов. В общем-то, искусственный разум уже создан и активно применяется в таких направлениях, как компьютерные игры (в первую очередь онлайновые), поисковые системы, прикладные программы (военные, медицинские, технические), математические (шахматные, вычислительные и тому подобные). Правда, они лишь используют созданные алгоритмы и не обладают способностью к самостоятельному развитию. Так что перспективы у искусственного интеллекта по-прежнему имеются.
Тест Тьюринга: компьютерный Священный Грааль
Гениальный английский учёный и программист Алан Тьюринг, которого нередко называют «отцом программирования», в 1950 году в одной из своих статей предложил несложный тест, целью которого является определение эффективности искусственного интеллекта. Тьюринг исходил из того положения, что искусственный интеллект должен по возможности обладать максимальной схожестью с человеческим интеллектом. То есть общение с носителем искусственного разума не должно было отличаться от общения с обычным человеком. Для этого Тьюринг предложил сравнительный тест, получивший название Тест Тьюринга и долгие десятилетия вплоть до настоящего времени являющегося едва ли не священной заповедью для тех, кто занимается проблемой искусственного интеллекта.
Создаются условия для общения испытуемого человека с двумя невидимыми для него собеседниками, находящимися в изолированных помещениях. Общение ведётся посредством универсального передающего устройства, в современных реалиях это обыкновенный персональный компьютер. Все три участника общаются посредством текстовых сообщений, время для передачи ответов и вопросов является определённым и одинаковым. Это сделано для того, чтобы по скорости дачи ответов невозможно было получить подсказку о биологическом или компьютерном происхождении собеседника. И если по истечению времени на общение испытуемый не может определить, кто из его собеседников был человеком, а кто компьютерной программой, значит, тест пройден и искусственный интеллект существует. Правда, Тест Тьюринга активно критикуется с той точки зрения, что даже те программы, которые смогут убедить собеседника в своём человеческом происхождении, не будут обладать интеллектом, то есть самостоятельным творческим мышлением и личностными особенностями. Они лишь смогут искусно имитировать человеческий интеллект, при этом не обладая полноценным разумом.
Программа «Искусственный разум»: цель достигнута?..
В июне 2014 года Интернет и даже традиционные СМИ разразились многочисленными сенсационными сообщениями: Тест Тьюринга наконец-то пройден! Особенно активно тиражировали эту новость российские средства массовой информации и интернет-сообщество: так как претендентом на революционное свершение стало детище российских программистов из Санкт-Петербурга.
В ходе традиционного ежегодного состязания между компьютерными программами по прохождению Теста Тьюринга российская программа «Eugene Goostman» выдавала себя за реального мальчика Женю Густмана, возрастом 13 лет, проживающего в Одессе.
Это уже не первое появление Жени Густмана – в 2012 году он уже участвовал в аналогичном конкурсе, приуроченном к столетию со дня рождения Тьюринга. Правила испытания тогда были аналогичные: в ходе эксперимента испытуемые общались с 30 собеседниками, из которых 25 были реальными людьми, а 5 представляли собой компьютерные программы. Организаторы конкурсов подсчитали, что в таких условиях рубежом, после которого программа проходит тест на «человечность», являются 30% вопросов и ответов. То есть если в ходе общения с программой человек в 30% диалогов с нею был уверен, что общается с подобным себе Homo sapiens, значит, машина ввела его в заблуждении. Следовательно, она может считаться искусственным интеллектом. В 2012 году «Женя Густман» также показал лучший результат среди программ, но этот результат был равен 29,2%. Разработчики учли опыт и сделали «Женю» более человечным: его ответы формировали у собеседника образ обычного, пусть и начитанного, подростка, который излишне высокого мнения о своих интеллектуальных способностях. Апгрейд удался – и на состязании 2014 года был показан результат в 33% «человечных» диалогов. Так что с формальной точки зрения можно заявлять, что искусственный интеллект, согласно критериям Тьюринга, уже создан.
Александр Бабицкий