Еще недавно дополненная реальность (она же «расширенная», «улучшенная», «обогащенная» реальность, AR) казалась фантастикой, но развитие компьютерных технологий сделало ее обыденностью. Сегодня такая измененная реальность окружает людей везде: в компьютерных играх и телепередачах, в мобильных и военных технологиях, в медицине и полиграфии.
Что такое дополненная реальность
Термин «дополненная реальность» впервые прозвучал в 1990 году, а через семь лет было четко сформулировано его значение. Сегодня он используется для обозначения системы, которая в реальном времени совмещает реальное с виртуальным, причем реальное преобладает. Характерной особенностью такой системы является ее работа в трехмерном пространстве, то есть в 3D.
В девяностых годах прошлого века было уже понятно, что компьютерные технологии преобразят мир. В 1994 году впервые было описано пространство между настоящей и виртуальной реальностями. В этом пространстве находится место для промежуточных значений – дополненной реальности и дополненной виртуальности. Первая представляет собой реальность с некоторыми виртуальными элементами. Вторая, наоборот, является виртуальным пространством, в которое включены элементы реальности.
Может показаться, что к обычной жизни дополненная реальность не имеет отношения, но это не так. Современному человеку часто приходится в той или иной форме сталкиваться с введенными в поле восприятия данными, которые дополняют окружающую действительность. Простейший пример – трансляции спортивных соревнований, во время которых можно увидеть траектории полетов мяча или шайбы или расстояние до мяча от ближайшего игрока.
Иногда дополненную реальность называют расширенной, улучшенной или обогащенной. По сути, все эти термины обозначают одно и то же – реальный мир, в который введены те или иные виртуальные компоненты.
Применение
Очевидно, что технология дополненной реальности имеет большое будущее. Однако пока разработчики делают лишь первые шаги на пути обогащения реальности: сфера применения приборов, предназначенных для обогащения реальности, еще не очень велика.
Мобильные устройства (в числе которых и очки дополненной реальности) позволяют сделать мир вокруг более понятным – например, обозначить окружающие здания табличками с их названиями и особенностями. Это может быть особенно ценно в чужой стране, где вероятность заблудиться всегда велика. Впрочем, как именно будет дополнена реальность, зависит от программы, которая используется устройством, а программы пользователь скачивает в зависимости от своих потребностей.
Технология применяется в медицине, облегчая ориентирование врачам при проведении лапароскопии или других вмешательств. Наложенное на реальность изображение дополняет данные, полученные с помощью эндоскопа, и увеличивает точность работы хирургов.
Очки дополненной реальности
Совершенно необязательно смотреть на монитор или экран телефона, чтобы усладить свой взор обогащенной реальностью. Для этого потребуются очки – разумеется, не простые, а особенные, со встроенным в них компьютером. Выглядят такие очки почти как обычные – разве что оправа имеет утолщение по краям. Это не дизайнерский изыск, а системный блок. В некоторых случаях очки соединяются с блоком управления с помощью проводов.
В стекла очков встроены прозрачные дисплеи, которые создают эффект как двухмерного, так и трехмерного изображения. С помощью таких очков можно даже смотреть фильмы – при этом совершенно незаметно, что экраны прозрачные. Просмотр фильмов можно совмещать с любыми занятиями – например, уборкой или прогулкой по дачному участку (на улице или за рулем использовать такие очки все-таки нельзя, это слишком опасно).
Годятся очки и для считывания QR-кодов или, скажем, записи видео и звука. Однако основной их функцией остается все-таки дополненная реальность. На мониторы выводятся любые данные, которые дополняют то, что видно через прозрачные линзы. Сбылась давняя мечта человечества об изменении мира по своему вкусу, хотя пока мир можно менять только в собственных глазах, это уже прорыв. Конечно, технология дополненной реальности может использоваться не только для развлечения, но и для решения научных задач. Например, наложение на реальное тело пациента схемы расположения его органов позволит хирургам точнее выполнять сложные операции.
Эксперты утверждают, что очки дополненной реальности в ближайшие годы станут самым популярным и самым желанным гаджетом. Пока же продолжаются испытания и усовершенствования тех моделей, которые уже представлены на рынке.
Дополненная реальность в рекламе
Несмотря не то, что современные гаджеты, обогащающие реальность, еще не очень совершенны, ни у кого нет сомнений, что будущее именно за соединением реальной жизни с виртуальной. Технология наложения виртуальных данных на реальную картину мира нашла применение и в рекламе.
При создании рекламы с использованием дополненной реальности основная проблема состоит в том, что создатели рекламы – люди творческие, причем преимущественно гуманитарии, а дополненная реальность – это технология, в которой необходимо хорошо разбираться для создания качественного продукта. Технология требует четкого алгоритма и ясности, и это не самый подходящий формат для воплощения безумных фантазий создателей рекламы.
Кроме того, дополненная реальность – разработка сравнительно новая, и пока еще ее далеко не всегда удается применять на практике – например, для создания привлекательных рекламных продуктов. Поэтому маркетологи пока относятся к этой технологии с долей скептицизма. Это, впрочем, не мешает им отслеживать развитие технологии дополненной реальности: велика вероятность, что со временем она будет активно применяться в рекламном бизнесе.