На сегодняшний день воздухоплавание сильно развито, есть множество различных и весьма совершенных летательных аппаратов, совершить путешествие на которых по силам всем и каждому. Но как человек впервые поднялся в воздух? Романтический ореол от воздушных шаров не развеется, по-видимому, никогда. Даже в ту пору, когда перелёт по солнечной системе будет таким же обычным, как сегодня через океан.
С чего же началось воздухоплавание?
Если не считать неоформленных и нечётких мечтаний о полёте, сходном с птичьим, то его отсчёт имеет смысл вести с восемнадцатого века. В 1708 году Бартоломео Лоренцо (до недавнего времени считавшийся чуть ли не вымышленным персонажем), поступил в португальский университет Коимбре. Именно там он задумал создать летательный аппарат. Существенной помощью в том оказались усердно изученные Лоренцо математика и физика. Началось дело с моделей.
Уже в августе 1709 году модели демонстрируются аристократии. Тонкая оболочка, под которой закрепили жаровню, оторвалась от земной поверхности и поднялась на четыре метра. До конца того же года Гузмао (таков был псевдоним Лоренцо) работает над проектом «Пассаролы», о котором ничего, кроме названия, не известно. Именно Лоренцо выпала честь создания первого летательного аппарата на основе законов природы. Дальше история воздухоплавания прерывается на многие десятилетия.
Прорыв
И вот в 1782 году Этьен Монгольфье получает от своего брата Жозефа письмо, с предложением готовить верёвки и шёлк, «чтобы увидеть удивительнейшую вещь». Оба они долго уже до того обсуждали проекты полёта. Шёлковый шар, наполненный дымом и горячими газами – вот был их решающий прорыв. Уже первый эксперимент достиг успеха: десятиминутный полёт шара позволил ему продвинуться в воздухе на километр по горизонтали и триста метров по вертикали. Строится большой шар, с диаметром свыше десяти метров, и пятого августа 1783 году состоялся публичный и запротоколированный официально полёт.
Жак Шарль выдвинул более перспективный проект – наполнение шара не дымом, а водородом (как-никак, он был физиком, и лучше в том разбирался). Но тогда это было ещё технически невозможно сделать сразу. Механики братья Робей помогли решить задачу удержания водорода внутри за счёт вымачивания шёлка смесью скипидара и каучука. Три с половиной недели спустя после триумфа Монгольфье шарльер впервые оторвался от земли. Братья тоже не отказались от показа своего изделия, которое было не только прорывным, но и очень изящным в дизайнерском плане. Самый первый шар был сломан дождём, и до демонстрации перед королевскими властями 19 сентября 1783 году не дожил. Братья Монгольфье в экстренном порядке построили новый аэростат, такой же элегантный как предыдущий.
Но был сделан и большой шаг вперёд – впервые летела не пустая корзина, а с животными (уткой, бараном и петухом). Восемь минут они летели над землёй, преодолев около четырёх километров. И вот строится новый шар, самый крупный, больше двадцати метров в высоту и пятнадцать метров в ширину. 21 ноября он, с двумя пассажирами на борту, пролетел девять километров за двадцать пять минут. Это был триумф, но Шарль всё же сумел доказать, что его конструкция перспективнее. И вот первого декабря 1783 году шарльер стартует из парка Тюильри (в этом аппарате уже было почти всё оборудование, которое используется и сейчас). Он пролетел примерно сорок километров, во втором полёте поднялся выше двух с половиной тысяч метров.