Когда в 2006 году стало известно об обнаружении древней рукописи, содержащей так называемое «Евангелие от Иуды» (правильный дословный перевод названия с коптского языка – «Евангелие Иуды»), эта новость подавалась как суперсенсация. Многие течения и организации эзотерического и оккультного толка поспешили объявить найденную рукопись свидетельством того, что «официальное» христианство исказило истинную версию жизни и учения Иисуса Христа. Впрочем, внимательное рассмотрение вопроса приводит к заключению, что никакого великого открытия с исторической и духовной точки зрения это «евангелие» не несёт.
Расшифровка продолжительностью в 30 лет
Само словосочетание «Евангелие от Иуды» не является чем-то принципиально новым в информационной среде: такое название носят сразу несколько художественных литературных произведений. Например, книга автора по имени Этьен Кассе (вероятнее всего, литературной мистификации, за которой скрывается группа авторов). Но в историческом аспекте о нём заговорили в 2006 году, после публикации научного перевода коптских рукописей, датирующихся концом III – началом IV столетия. Сами рукописи были найдены ещё в 1978 году в составе так называемого кодекса Чакос – собрания гностических текстов первых веков нашей эры. Однако рукописи были настолько повреждены и требовали сначала сложных реставрационных работ, а затем лингвистического анализа, что перевод занял почти три десятка лет.
Оказалось, что и для истории догматического и философского развития христианства «Евангелие Иуды» не представляет собой какой-то неожиданности. Еретический (то есть отличающийся от догматического варианта) текст с таким названием был известен Отцам Церкви уже во второй половине II века. Во всяком случае, именно к этому времени относятся первые упоминания о нём, равно как и вкратце пересказываются содержащиеся в нём идеи. Современные учёные полагают, что найденная коптская рукопись была переписана с одного из оригинальных текстов. Само же данное произведение было, как следует из некоторых лингвистических особенностей, вероятнее всего, написано на греческом языке. Сопоставление материальных свидетельств и данных письменных источников позволяет предположить, что «Евангелие Иуды» было составлено одной из гностических сект примерно в середине II века нашей эры.
Лучший или худший ученик?
Самым интересным является то, что «Евангелие Иуды» не подлежит ясной трактовке в вопросе о роли самого апостола, предавшего Христа иудейским первосвященникам. В первую очередь это связано с тем, что для прочтения доступна лишь незначительная часть первоначального текста. Содержащиеся в ней строки могут быть трактованы по-разному. С одной стороны, и именно за этот вариант ухватились любители сенсаций и сторонники «пересмотра христианства», можно сделать вывод, что Иуда был самым доверенным учеником Иисуса. Якобы именно он и только он понимал глубинные смыслы проповеди Спасителя, лишь он осознавал, что нужно совершить для исполнения Божьей воли. Именно для того, чтобы Христос прошёл через страдания на кресте, смерть и воскресение, Иуда добровольно взял на себя грех предательства (либо даже по прямому указанию Учителя вступил в сговор с первосвященниками).
Но тот же текст предоставляет возможность и для иного прочтения. В этом случае Иуда оказывается куда ближе к образу, известному из четырёх догматических Евангелий – от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Это всем известный образ лукавого и грешного ученика, который в итоге предал Учителя (из-за сребролюбия, из неверия в мессианство Иисуса, из желания «подтолкнуть» Его к решительным действиям против властей – версии мотивов предлагаются различные). В коптском тексте есть указания на то, что Христос видел в Иуде зарождающиеся сомнения и противоречия и пытался вразумить его, однако бесполезно. На это же указывают и сообщения древних христианских авторов о содержании «Евангелия Иуды». В них отмечается противоречивый характер этого произведения: с одной стороны, предательство Иуды изображается как осознанное и добровольное содействие Провидению, с другой, Иуда объявляется противником Христа, так как он, на его взгляд, выступал против принципов ветхозаветной религии евреев.
Христиане не удивлены
Позиционирование «Евангелия Иуды» как некоего сенсационного открытия, способного перевернуть представления о библейских событиях и о характере христианства, вызвало недоумение у представителей традиционных христианских течений. Прежде всего, очевидно, что этот текст имеет не христианское, а гностическое происхождение. Как известно, гностики первых веков нашей эры пытались увязать в единую концепцию различные элементы христианства, иудейской мистики, античной философии и язычества. Первые страницы «Евангелия Иуды» представляют собой характерные для такого гностического мировоззрения сведения о сотворении мира и человечества. Утверждается, что человеческий род был создан не Богом и даже не первым павшим ангелом , а одним из приспешников последнего, неким ангелом по имени Саклас. Таким образом, акт материального творения исходит от злых сил – что очень характерно именно для гностиков, которые считали всякое проявление материальности и саму материю признаком несовершенства и зла. Соответственно, христиане и их непосредственные предшественники, ортодоксальные иудеи всячески подчёркивали, что весь мир создан Богом и несёт в себе отпечаток Божественного творческого замысла, а человек является наиболее ценным Его созданием.
Кроме того, название «Евангелие Иуды» является абсурдным с точки зрения как исторической, так и богословской логики. Как известно, греческое слово «Евангелие» в дословном переводе означает «благая весть». Весть эта, соответственно, сообщает о Воскресении Иисуса Христа, то есть о том, что Сын Божий добровольно прошёл крестные страдания за грехи человеческого рода и в третий день воскрес. Таким образом, человечество очищено от первородного греха и перед ним открыта дорога в Царство Небесное – при условии веры в Бога и следовании его заповедям. Иуда не мог писать никакого Евангелия, то есть благой вести о воскресении, потому что к моменту Воскресения Христа он был уже мёртв. После того, как Иуда запоздало раскаялся и вернул первосвященникам деньги, полученные за предательство, он совершил свой главный, с точки зрения христианства, грех – не попросил прощения у Бога, а, поддавшись отчаянию, повесился. Получается, что Иуда никак не мог быть автором никаких писаний о Христе, тем более какого-либо Евангелия.
Александр Бабицкий