Древний Египет оказал на развитие последующих цивилизаций значительное, но всё же опосредованное влияние. Причин тому сразу несколько, среди них и достаточно закрытый характер этой самобытной цивилизации, и применимость её достижений лишь к тем специфическим условиям, в которых она развивалась, и так далее. Однако для Древней Греции и Рима Египет сыграл существенную роль. Одним из наиболее дискуссионных направлений влияния является оригинальная религиозная система – учёные до сих пор не могут прийти к единому мнению, получили ли боги Древнего Египта новую жизнь в последующих цивилизациях и можно ли найти их черты в современных религиях.
Интересны несколько из основных персонажей древнеегипетского пантеона, которым приписывают наличие «наследников» в позднейших культурах.
Амон
Амон, или Амон-Ра в расширенной версии соединения определённых функций Амона и Ра – верховный бог Древнего Египта, солнечное божество, знаменующее собой царскую власть и покровительствующее фараонам. В античные времена Амона чаще всего сравнивали с греческим Зевсом (римский аналог - Юпитер): в самом деле, все эти божества имеют функцию царя богов, распорядителя божественного мира, охранителя существующего порядка вещей. Кроме того, во всех случаях очевидны аллюзии верховной власти бога на верховную власть правителя или в целом на природу власти. Но у многих специалистов есть серьёзные возражения против мнения, что Амон-Ра повлиял на греческий и римский пантеоны и на образы Зевса и Юпитера. Прежде всего, Амон являлся солярным божеством, символизирующим могущество Солнца, тогда как Зевс и Юпитер были богами-громовержцами, то есть олицетворяли собой иную стихию. Также известно, что представители античной цивилизации зачастую соотносили Амона со своим солнечным богом, Аполлоном. Так что родственные связи Амона с Зевсом и Юпитером сомнительны.
Осирис
Осирис, наиболее часто обсуждаемый в связи с современными религиями египетский бог. Дело в том, что Осирис является классическим примером религиозного феномена, архетипа «умирающего и воскресающего бога». Согласно мифам, Осирис, сын Неба и Земли, был убит своим младшим братом богом Сетом, который завидовал ему и стремился к власти, а затем был воскрешён с помощью своей сестры и жены Исиды и сына Гора (Хора). После же воскресения Осирис добровольно удалился в Царство мёртвых и стал его владыкой. Учёные связывают феномен «умирающего и воскресающего бога» с древнейшими пластами религиозного сознания человечества. Так как для первых земледельцев смена природных циклов (тёплое время года – холодное время года) и появление новой жизни в результате смерти (посеянное «умершее» зерно возрождается к жизни следующим урожаем) имело явный мистический, магический, а впоследствии религиозный смысл. В этом смысле идёт активно обсуждение, можно ли считать Иисуса Христа также представителем этого архетипа, потому что в христианстве также есть момент умирания, последующего воскрешения и превращения во владыку иного мира (в одном варианте – Царства мёртвых, в другом – Царствия Небесного). Эта дискуссия до сих пор не закончена, хотя наиболее радикальные специалисты уже выдвигают версии о том, что сама концепция христианства могла возникнуть под влиянием мотивов египетских мифов об Осирисе.
Сет
Сет, младший брат и противник Осириса. Характерно, что первоначально Сет был вполне продуктивным и адекватным божеством египетского пантеона – да, он символизировал собой разрушительный и угрожающий жизни потенциал пустыни, он был богом ярости, гнева, смерти и войны. Но при этом на ранних этапах египетской цивилизации он выступал и как покровитель власти фараонов и, прежде всего, как покровитель воинов, богом, приносящим удачу в бою, ведущим к победе. Но с развитие египетской мифологии и религии он постепенно превратился в откровенно злого бога, в того, кто ассоциировался со всевозможными бедами и несчастьями, в бога, который требовал жертв для удовлетворения собственного гнева. Высказываются предположения, что образ Сета повлиял на возникновение у финикийских народов такого персонажа как бог Ваал, а у древних евреев трансформировался в Сатану, противника Бога, и в таком качестве попал уже и в христианство, и в ислам.
Исида
Исида, сестра и жена Осириса, мать Гора – божественное воплощение самой женской природы, высшее олицетворение самой идеи замужества и материнства. По сути, у Исиды не было каких-то специальных божественных функций или конкретной сферы магической деятельности, она почиталась, прежде всего, как наиболее близкий персонаж к наиболее уважаемым богам пантеона, к которым относились Осирис и Гор. Зато особенно подчёркивалось её общее покровительство женщинам и в первую очередь матерям. Благодаря этому универсализму Исида стала, пожалуй, наиболее популярным египетским божеством за пределами страны – её культ распространился по всему Средиземноморью, то есть её так или иначе почитали по всей Римской империи. В связи с этим, а также указывая на немалое количество общих черт (упоминание вместе с ребёнком, которого нужно было спасти от опасности, связь с «умирающим и воскресающим божеством», общий характер «божественной, вселенской матери») некоторые специалисты по религиоведению и историю предполагают, что почитание Богоматери в христианстве могло возникнуть и перенять основные черты именно у культа Исиды. Правда, у этой версии куда больше слабых сторон, чем у нахождения взаимосвязей между Осирисом и Христом, поэтому сопоставление Исиды и Богоматери находит меньше сторонников среди учёных.
Александр Бабицкий