Не всегда современное восприятие древних языческих богов отображает их истинное значение в далёком прошлом. Нам известно множество божеств древнеегипетского пантеона, от первостепенных до самых что ни на есть бытовых. Но при этом наиболее значительные египетские боги, такие, как Ра, Гор , Исида, Сет и другие сегодня уступают в «популярности» богу Анубису – это божество с головой шакала ныне пользуется куда большим интересом со стороны непрофессиональной общественности.
Бог с трудным детством
На примере мифов об Анубисе можно убедиться – постулат, что характер и во многом судьбу определяет детство, справедлив в отношении не только людей, но и языческих богов. Согласно известной мифологической версии, Анубис является сыном одного из наиболее почитаемых египетских богов, Осириса, и богини Нефтиды. Нефтида жена младшего брата Осириса, бога войны, ярости и бесплодных земель пустыни Сета. Это не помешало Нефтиде влюбиться в Осириса, и, приняв с помощью особенно сильных магических заклинаний внешность богини Исиды , жены Осириса, соблазнить его. От этой любовной связи богов и появился на свет Анубис, божество с телом человека и головой шакала (встречается также и версия головы собаки).
Чтобы не быть уличённой в измене и избежать жестокого наказания от Сета, Нефтида бросила младенца Анубиса на погибель в тростниковых зарослях Нила, где его нашла и вырастила как собственного ребёнка настоящая Исида. Таким образом, Осирис и Анубис воссоединились в рамках одной семьи, пусть и своеобразным образом. Среди учёных есть мнение, что первоначально миф об Анубисе называл его отцом непосредственно Сета, когда ещё этот свирепый бог почитался египтянами и не воспринимался как злое божество. Тогда Анубис был богом смерти и полновластным хозяином загробного мира. Но затем, когда Сет стал восприниматься противоположностью Осириса, а последний после своего воскресения стал владыкой Царства мёртвых, миф изменился, Анубис превратился в соратника Осириса и, чтобы объяснить его выбор, и в его незаконнорожденного сына. Таким образом, в мифологии отразилось изменение роли Анубиса в древнеегипетском пантеоне от одного из ведущих богов до весьма важного, но всё же второстепенного божественного персонажа.
Об Анубисе помнили всегда
Чаще всего в самых разных религиозных системах о божествах, связанных со смертью и загробной жизнью вспоминают лишь при приближении самой смерти. Но особенность древнеегипетской цивилизации в том, что её представители помнили о смерти всегда, и для них сама жизнь была лишь подготовка к переходу в мир иной. Так что египтяне об Анубисе помнили постоянно, так как он был одним из важнейших элементов загробного мира, и его роль была весьма существенной в посмертном существовании души каждого человека. Дело в том, что Анубис считался изобретателем погребального ритуала и мумифицирования – сохранение же тела и отдельных органов человека после его смерти имело особое значение для последующего воскресения его в ином мире.
Согласно мифу об Осирисе, именно Анубис сохранил собранное в буквальном смысле по кусочкам тело своего отца с помощью чудодейственной ткани, в которую запеленал останки, и тем самым способствовал его последующем воскресению. Для древних египтян Анубис был очень важным богом: именно он, согласно представлениям, особой магией превращал мумию человека в особую просветлённую духовную субстанцию, способную жить и после смерти. Именно Анубис являлся проводником души человека на Суд Осириса, где и решалась судьба умершего при взвешивании его сердца, вместилища добрых и злых дел, мыслей, слов и после сравнения его со священным пером богини справедливости и гармонии Маат . Кроме того, Анубис охранял ожидающие магической трансформации погребённые мумии от злых духов, которые также представляли серьёзную опасность для жизни древнеегипетских душ.
Анубис на христианских иконах?
В последнее время благодаря многочисленным любителям сенсаций и специалистам по созданию сенсаций на исторической, религиозной, научной почве древнеегипетский бог Анубис приобрёл новую популярность. На этот раз его попытались связать с христианством. В самом деле, в иконографической христианской традиции, как католической, так и православной, существовал канон изображения Святого Христофора, жившего на рубеже III и IV веков. Примерно с VIII века на некоторых европейских иконах, а с XVI столетия и на русских иконах Святой Христофор нередко изображался в виде человека с головой собаки. С чисто визуальной точки зрения ассоциации с Анубисом, человеком с головой шакала, очевидны. На этой почве современные любители сенсаций создали развёрнутую теорию о «прямом родстве» Анубиса и Святого Христофора: якобы образ Христофора в христианстве является аналогом Анубиса в египетской религии, то есть это архетип сверхъестественного персонажа, который является проводником между миром живых и загробным миром. А легенда, согласно которой однажды Христофору в образе ребёнка, которого нужно было перенести на себе через реку, однозначно истолковывается в том же духе: якобы, река это мифическая граница между миром живых и миром мёртвых (аналог реки Стикс), а сотрудничество Христофора с Христом преподносится как отображение предания о сошествии Спасителя в ад.
При этом игнорируется ряд важных обстоятельств. Прежде всего, о «пёсьей голове» Святого Христофора говорится в нескольких версиях: согласно одной, святой страдал неким физическим дефектом, делавшим его похожим на собаку. Согласно второй, изображение его с головой пса на иконах является аллегорическим отображением его биографии до принятия христианства – когда он был жесток и гневлив «как собака». Согласно третьей, такое изображение было намёком на добродетель святого, на его «собачью» верность и преданность вере, а по чётвёртой версии такое изображение на иконах стало результатом неверного перевода с греческого прозвища святого. Как бы то ни было, но на Западе установился иконографический канон Святого Христофора как вполне обычного человека ещё в Средние века, а в православии – с XVIII века.
Александр Бабицкий