Рисунки долины Наска: кто и для чего – вот в чем вопрос…

рисунки долины НаскаПеруанское плато Наска (которое в средствах массовой информации не совсем корректно называется долиной) вряд ли бы получило широкую известность. В самом деле, это обыкновенный для южного Перу участок пампы, то есть полупустынной степи, где практически ничего не растёт и нет никаких природных достопримечательностей. Однако именно в этом неприглядном месте существовала загадочная древняя цивилизация, одним из наиболее ярких следов которой являются так называемые рисунки долины Наска.

Обманчивая простота

В общей сложности на плато Наска насчитывает около 730 геоглифов (так называются целенаправленно и планомерно начерченные на земле линии), из которых 700 - это геометрические фигуры, а 30 рисунки, более десяти тысяч линий и полос. При этом размеры рисунков в научно-популярной литературе зачастую преувеличиваются, речь идёт о километрах - в реальности самые крупные из них в длину не превышают нескольких сотен метров. С поверхности земли рисунки не видны, так как представляют собой просто траншеи глубиной до полуметра и шириной до 1,35 метра, планомерное расположение которых можно понять только с воздуха или с возвышенности. Геоглифы были впервые открыты американскими археологами, пролетавшими над Наской на самолёте в 1939 году. Исследование этого памятника, объявленного ЮНЕСКО всемирным культурным достоянием, продолжается.

 

Это исследование выявило тот факт, что рисунки наносились в долине Наска в течение нескольких веков, причём более ранние из них являются наиболее сложными в техническом плане - это знаменитые рисунки в виде различных животных и человекоподобного существа, названного «астронавтом». Более поздние рисунки представляют собой более примитивные полосы и линии, зачастую пересекающие прежние геоглифы. Учёные сходятся в том, что рисунки были нанесены до XII века, то есть до пришествия сюда инков, и сохранились благодаря сухим климатическим условиям пампы. До сих пор продолжаются споры о происхождении, предназначении и способе создания этих рисунков, хотя в основаниях фигур найдены вбитые деревянные колы, служившие ориентирами, возраст которых установлен в пределах интервала от VI до I веков до нашей эры.

Пришельцы нарисовали или для пришельцев нарисовали?

рисунки долины НаскаБыло бы странно, если бы во второй половине прошлого века, когда началась настоящая уфологическая эпидемия, столь загадочный и масштабный памятник, как геоглифы плато Наска остались бы без версии о причастности к ним инопланетного разума. Почин сделал знаменитый уфолог Эрих фон Дэникен, высказавший предположение, что рисунки долины Наска являются своего рода взлётно-посадочной полосой для НЛО. Действительно, наблюдать фигуры и рисунки можно было только с высоты, так что, на первый взгляд, людям не было никакого резона создавать такие сложные памятники для самих себя.

Последователи Дэникена, другие уфологии, развивали его мысль в двух направлениях: одни полагали, что рисунки сделаны людьми для пришельцев - либо в качестве взлётно-посадочных ориентиров, либо для «приманки» переставших посещать их инопланетян (опора на южноамериканские легенды о прилетевших с неба божествах, о «небесных наставниках» и так далее). Другие считают, что людям без специальных технических средств создать подобные точные рисунки не под силу, значит, их сделали инопланетяне с помощью некоего энергетического луча, зависнув над Наской на НЛО. Правда, объяснить цель подобных инопланетных «художеств» никто не в состоянии.

Мало ли для чего людям могут понадобиться гигантские рисунки…

рисунки долины НаскаОднако учёные уже давно не рассматривают всерьёз инопланетную версию происхождения геоглифов на плато Наска. Прежде всего, эта версия вызывает серьёзную критику с точки зрения логики. В самом деле, для чего инопланетянам, создавшим технологию, сделавшей возможным межзвёздные путешествия, нужны столь примитивные взлётно-посадочные полосы? Уже и человеческая цивилизация обладает летательными аппаратами, которым подобные сооружения, тем более такого масштаба, ни к чему. К тому же странно, что фигуры изображают земных существ, которые вряд ли бы имели какое-то значение для пришельцев с других планет. Наконец, версия аэродрома для инопланетян не может ответить на вопрос - если НЛО действительно садились в долине Наска, то почему нет никаких следов? Да и современные энтузиасты на практике доказали, что создание подобных рисунков на земле с помощью одних лишь лопат вполне возможно, лазеры и летающие тарелки для этого ни к чему.

Однако то, что отвергнута уфологическая теория, не слишком приближает исследователей к ответу на вопрос об истинном предназначении рисунков на плато Наска. Самой первой была версия о том, что данные изображения являются астрономической картой, созданной в ритуальных целях, а также для использования знаний в хозяйственной деятельности. Но позднейшие исследования показали, что расположение фигур и рисунков не совпадает с картой звездного неба. Отринуты были также и теории о том, что рисунки представляют собой систему древних оросительных каналов и своего рода древние стадионы. Поэтому на данный момент наиболее состоятельной версией, пусть и имеющей свои слабые стороны, является предположение о том, что древние люди создавали эти рисунки для собственных ритуалов, чтобы почтить богов и совершать некие магические действия и жертвоприношения.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,