Перуанское плато Наска (которое в средствах массовой информации не совсем корректно называется долиной) вряд ли бы получило широкую известность. В самом деле, это обыкновенный для южного Перу участок пампы, то есть полупустынной степи, где практически ничего не растёт и нет никаких природных достопримечательностей. Однако именно в этом неприглядном месте существовала загадочная древняя цивилизация , одним из наиболее ярких следов которой являются так называемые рисунки долины Наска.
Обманчивая простота
В общей сложности на плато Наска насчитывает около 730 геоглифов (так называются целенаправленно и планомерно начерченные на земле линии), из которых 700 - это геометрические фигуры, а 30 рисунки, более десяти тысяч линий и полос. При этом размеры рисунков в научно-популярной литературе зачастую преувеличиваются, речь идёт о километрах - в реальности самые крупные из них в длину не превышают нескольких сотен метров. С поверхности земли рисунки не видны, так как представляют собой просто траншеи глубиной до полуметра и шириной до 1,35 метра, планомерное расположение которых можно понять только с воздуха или с возвышенности. Геоглифы были впервые открыты американскими археологами, пролетавшими над Наской на самолёте в 1939 году. Исследование этого памятника, объявленного ЮНЕСКО всемирным культурным достоянием, продолжается.
Это исследование выявило тот факт, что рисунки наносились в долине Наска в течение нескольких веков, причём более ранние из них являются наиболее сложными в техническом плане - это знаменитые рисунки в виде различных животных и человекоподобного существа, названного «астронавтом». Более поздние рисунки представляют собой более примитивные полосы и линии, зачастую пересекающие прежние геоглифы. Учёные сходятся в том, что рисунки были нанесены до XII века, то есть до пришествия сюда инков, и сохранились благодаря сухим климатическим условиям пампы. До сих пор продолжаются споры о происхождении, предназначении и способе создания этих рисунков, хотя в основаниях фигур найдены вбитые деревянные колы, служившие ориентирами, возраст которых установлен в пределах интервала от VI до I веков до нашей эры.
Пришельцы нарисовали или для пришельцев нарисовали?
Было бы странно, если бы во второй половине прошлого века, когда началась настоящая уфологическая эпидемия , столь загадочный и масштабный памятник, как геоглифы плато Наска остались бы без версии о причастности к ним инопланетного разума . Почин сделал знаменитый уфолог Эрих фон Дэникен, высказавший предположение, что рисунки долины Наска являются своего рода взлётно-посадочной полосой для НЛО. Действительно, наблюдать фигуры и рисунки можно было только с высоты, так что, на первый взгляд, людям не было никакого резона создавать такие сложные памятники для самих себя.
Последователи Дэникена, другие уфологии, развивали его мысль в двух направлениях: одни полагали, что рисунки сделаны людьми для пришельцев - либо в качестве взлётно-посадочных ориентиров, либо для «приманки» переставших посещать их инопланетян (опора на южноамериканские легенды о прилетевших с неба божествах, о «небесных наставниках» и так далее). Другие считают, что людям без специальных технических средств создать подобные точные рисунки не под силу, значит, их сделали инопланетяне с помощью некоего энергетического луча, зависнув над Наской на НЛО. Правда, объяснить цель подобных инопланетных «художеств» никто не в состоянии.
Мало ли для чего людям могут понадобиться гигантские рисунки…
Однако учёные уже давно не рассматривают всерьёз инопланетную версию происхождения геоглифов на плато Наска. Прежде всего, эта версия вызывает серьёзную критику с точки зрения логики. В самом деле, для чего инопланетянам, создавшим технологию, сделавшей возможным межзвёздные путешествия, нужны столь примитивные взлётно-посадочные полосы? Уже и человеческая цивилизация обладает летательными аппаратами, которым подобные сооружения, тем более такого масштаба, ни к чему. К тому же странно, что фигуры изображают земных существ, которые вряд ли бы имели какое-то значение для пришельцев с других планет. Наконец, версия аэродрома для инопланетян не может ответить на вопрос - если НЛО действительно садились в долине Наска, то почему нет никаких следов? Да и современные энтузиасты на практике доказали, что создание подобных рисунков на земле с помощью одних лишь лопат вполне возможно, лазеры и летающие тарелки для этого ни к чему.
Однако то, что отвергнута уфологическая теория, не слишком приближает исследователей к ответу на вопрос об истинном предназначении рисунков на плато Наска. Самой первой была версия о том, что данные изображения являются астрономической картой, созданной в ритуальных целях, а также для использования знаний в хозяйственной деятельности. Но позднейшие исследования показали, что расположение фигур и рисунков не совпадает с картой звездного неба. Отринуты были также и теории о том, что рисунки представляют собой систему древних оросительных каналов и своего рода древние стадионы. Поэтому на данный момент наиболее состоятельной версией, пусть и имеющей свои слабые стороны, является предположение о том, что древние люди создавали эти рисунки для собственных ритуалов, чтобы почтить богов и совершать некие магические действия и жертвоприношения.
Александр Бабицкий