Роль конкистадоров истории оценивается по-разному. Одни учёные обращают внимание на негативные стороны конкисты и называют испанских завоевателей Доколумбовой Америки виновниками одного из самых чудовищных геноцидов в человеческой истории. Другие специалисты делают акцент на том значении, которое имели географические исследования и открытия конкистадоров. Третьи предпочитают рассматривать то влияние, которое конкистадоры и их деятельность оказала на судьбу Европы. Но приверженцы всех точек зрения сходятся в одном – какую бы роль ни сыграли конкистадоры в истории, по своим последствиям она была огромна.
Почему конкистадорами стали именно испанцы
Несмотря на то, что история и в самом деле не знает сослагательного наклонения, в последнее время профессиональные учёные всё чаще рассматривают различные исторические явления, события и процессы с точки зрения альтернативных вариантов развития. Относительно конкистадоров этот вопрос чаще всего формулируется следующим образом – почему конкистадорами, людьми, отправившимися на другой конец света в поисках опасных приключений и богатства, стали именно испанцы? Помимо очевидного ответа – потому что Америку открыла именно испанская экспедиция, хотя и возглавляемая итальянцем Колумбом – существуют и более сложные варианты.
Хотя, конечно, в первую очередь это дело случая. Учитывая последующую колониальную историю, можно констатировать, что не гнушались никакими методами в деле покорения заморских народов и выкачивания из них всевозможных ресурсов многие европейские нации (англичане, голландцы, французы, немцы, бельгийцы и так далее). Однако стандарт поведения в колониях задали именно испанцы и особенности их национального характера в конце XV – начале XVI веков лучше всего подходили для Конкисты. Подавляющее большинство конкистадоров составляли бедные испанские дворяне, потомственные военные, чьи предки и сами они воевали против мусульман в ходе Реконкисты, освобождения Испании. Когда Реконкиста закончилась, выяснилось, что в стране имеется огромное число профессиональных военных, привыкших вести боевые действия, которые остались без работы и без средств к существованию. Совпали два главных условия – умение и желание воевать, причём с привычкой воевать без всяких правил «благородной войны» (войны против иноверцев ведутся, как известно, особенно бесчеловечными методами), с одной стороны, и острая необходимость и жажда обогащения, с другой. Именно поэтому из испанских дворян получились успешные конкистадоры.
Индейцы тоже не были «белыми и пушистыми»
Существует определённая традиция освещения Конкисты и испанской колонизации Америки, она родилась в историографии враждебных Испании европейских стран («чёрная легенда») и была подхвачена позднее историками Латинской Америки. Эта традиция представляет конкистадоров как совершенных извергов, на протяжении столетий мучивших беззащитное и безобидное индейское население и при этом уничтожавших оригинальную культуру майя, ацтеков , инков и других цивилизаций. С одной стороны, физическое и культурное уничтожение американских цивилизаций действительно имело место и конкистадоры имеют немало кровавых «заслуг» в истории.
Однако представлять цивилизации Доколумбовой Америки безобидными и беззащитными тоже означает погрешить против истины. Как-то забывается тот факт, что многие из этих цивилизаций имели весьма кровавые обычаи, человеческие жертвоприношения, совершаемые в весьма серьёзных масштабах, оппонентами Конкисты почти замалчиваются. И стоило, например, Мэлу Гибсону снять фильм «Апокалипто», в котором показать обычные ритуалы принесения в жертву людей у майя , воссозданные по историческим источникам, как режиссёр тут же был обвинён в том, что он представляет древнюю цивилизацию «чересчур кровавой». И дело не только в жертвоприношениях: например, к моменту прихода конкистадоров на территорию современного Эквадора проживавшие там племена находились под властью инков. Инки осуществляли в отношении этих народностей точно такой же режим геноцида, в котором обвинят затем испанцев. Именно поэтому местные племена поддержали испанцев в их борьбе с инками, а затем установили с конкистадорами относительно благополучные взаимоотношения. Это проявляется и в наши времена в виде куда более благополучной ситуации межэтнических отношений и взаимопроникновения культурных традиций в Эквадоре, нежели в других странах Латинской Америки.
Кто-то запомнился открытиями, а кто-то – жестокостью
При том, что большинство конкистадоров имеют в общем-то схожие биографии (бедные дворяне или непутёвые отпрыски знатных родов в Испании, отправившиеся в Новый Свет за богатством и славой, иногда получавшие и то и другое, но чаще – безвестность и смерть), судьбы их складывались по-разному. Например, существует немало конкистадоров, чьи имена стали синонимами жесткости, беспринципности, алчности, а иногда и садизма. Так, нарицательным стало имя Лопе де Агирре, отправившегося в 1560 году в экспедицию в поисках золота и дошедшем в своей алчности практически до помешательства, убив многих своих спутников и собственную дочь. Не меньшую жестокость проявлял Франсиско де Монтехо, предводитель покорения полуострова Юкатан: самым жестоким образом уничтожались целые поселения, на которые только падало подозрение в возможном сопротивлении. Наиболее известен случай, когда Монтехо приказал повесить двух индианок лишь из опасения, что их красота будет отвлекать испанских солдат от службы. Другой конкистадор, Педро де Вальдивия, приказывал отрубать пленникам руки и носы. Однако его самого постигло возмездие: попав в плен к индейцам, он сначала вынужден был есть золотой песок, а затем его живьём разрезали на куски.
Но были и другие конкистадоры, о которых сохранилась память как о первооткрывателях и исследователях. Такую репутацию заработал себе Родриго де Бастидас, который не только одним из первых исследовал северное побережье Южной Америки, но и остался в истории как один из наиболее благородных конкистадоров, относившихся к индейцам с гуманностью и практически на равных основаниях. Франсиско де Коронадо до сих пор помнят не за его поиски золота, а за то, что он стал первым европейцем, который углубился на территорию современных США так далеко, что увидел Большой Каньон и Скалистые горы. Не менее известен Эрнандо де Сото, ставший первым представителем Старого Света, кто пересёк реку Миссисипи. Альвар Кабеса де Вака попал в плен к североамериканским индейцам, стал одним из первых, кто изучил их обычаи, увидел бизонов, а затем сумел сбежать из заточения и оставить интересные сочинения. Обессмертил своё имя Франсиско де Орельяна, который не только открыл Амазонку, но и стал первым исследователем, который проплыл самую великую реку планеты от истока до устья.
Александр Бабицкий