Выдающийся норвежский путешественник, исследователь и популяризатор антропологии Тур Хейердал за свою долгую жизнь (родился в 1914 году, скончался в 2002 году) совершил немало путешествий и затронул множество исторических, культурных, географических и прочих проблем. Но чаще всего его имя ассоциируют с островом Пасхи . Тур Хейердал и остров Пасхи в массовом сознании если не слились в единое целое, то стали почти синонимами. И это справедливо – так как одно из самых известных исследований Хейердала было посвящено острову Пасхи и оказало серьёзное влияние на его современную жизнь.
Хейердал - самый известный историк острова Пасхи
Профессиональным историкам связь Хейердала с островом Пасхи известна, прежде всего, по американской теории заселения острова, сформулированной Хейердалом в результате археологических исследований 1955-1956 годов и последующих теоретических работ по их итогам. Примечательно, что первоначальные тезисы своей теории о том, что остров Пасха, а за ним и вся Полинезия была заселена выходцами с американского континента в ходе дальних океанских плаваний, были сформулированы в 1952 году. Раскопки на острове Пасхи лишь утвердили мнение Хейердала в том, что ещё в V веке началась волна миграции с территории современного Перу, первые участники которой добрались до острова Пасхи и создали впоследствии здесь так называемую рапануйскую цивилизацию. Самым зримым памятником этой цивилизации как раз и стали знаменитые статуи острова Пасхи .
Впоследствии Хейердал уточнил свою теорию и в конце 1980-х годов сформулировал окончательный её вариант. Исследователь признавал, что существуют некоторые сложности в его теории, в частности, присутствие на острове полинезийских сельскохозяйственных растений, неизвестных в Южной Америке. Также не укладывалось в американскую теорию и установленное родство некоторых полинезийских языков с языком жителей острова Пасхи. Вместе с тем Хейердал остался верен своей теории и внёс в неё новый элемент: предположение о войне между «длинноухими», то есть американскими по происхождению жителями острова, и «короткоухими», которые прибыли значительно позднее из Полинезии. По материалам древних легенд и археологических раскопок Хейердал предположил, что в середине XVIII века на острове произошло восстание, в ходе которого почти все «длинноухие» погибли, они то и были авторами статуй-моаи.
Эксперименты со статуями
Но это всё исследования и гипотезы, привлекающие, прежде всего, профессионалов. А вот для широкой мировой общественности связь Тура Хейердала и острова Пасхи заключается в его изучении феномена монументальных каменных статуй, моаи, которыми в буквальном смысле усыпан остров, и в экспериментах норвежского исследователя с этими статуями. Большую роль сыграла книга Хейердала «Аку-аку», выпущенная после пребывания на острове Пасхи, которая стала мировым бестселлером - после неё весь мир «заболел» желанием разгадать тайну далёкого острова.
Хотя в действительности сам Хейердал большинство этих тайн в своей книге успешно разгадал. Исследователь подробно описал, как у него возникла идея экспериментальным путём найти ответ на вопрос, способны ли были островитяне собственными силами создать столь необычные и большие статуи, а затем перемещать их от места создания, из вулканической каменоломни, практически во все уголки острова. Так как к 1950-м годам довольно устойчивым было мнение, что жители столь небольшого острова просто не обладали соответствующими для таких работ техническими, технологическими и организационными ресурсами. Однако Хейердал организовал ряд экспериментов, к которым привлёк самих жителей острова - других рабочих рук, которых требовалось немало, просто не было.
Для начала был проведён эксперимент, возможно ли было каменными зубилами высечь статуи из горной породы. Оказалось, что это вполне обычный, хоть и долгий и трудоёмкий процесс, который требует наличия у резчика набора из нескольких зубил, которые быстро тупились, однако легко затачивались вновь. Затем Хейердал организовал опыт с транспортировкой статуи из каменоломни на значительные расстояния. Правда, сегодня испробованный путешественником способ - создание своего рода саней, на которые грузилась статуя и которые перемещались с помощью настила из сменяющихся брёвен - считается не самым эффективным. В конце концов Хейердал также экспериментальным путём доказал, что островитяне могли осуществлять установку статуй. Он для этого использовал способ с каменной насыпью, когда под лежащую статую постепенно подкладывали камни, пока не перевели её с помощью верёвок в горизонтальное положение.
Александр Бабицкий