Остров Пасхи вряд ли бы привлёк внимание широкой мировой общественности даже своей удалённостью от всех других мест обитания человека, но именно на этом острове расположены самые известные статуи мира – моаи. Так что, при всём уважении к различным удивительным местам Северной и Южной Америки, к пирамидам майя , ацтеков и инков и всему такому подобному, статуи острова Пасхи являются основной достопримечательностью Западного полушария.
887 статуй по всему периметру острова
Статуи острова Пасхи, или моаи, известны благодаря своему необычному виду и большому количеству. Для удалённого острова площадью всего лишь немногим более 160 квадратных километров наличие почти 900 (точное число известных на данный момент моаи - 887) каменных монолитных статуй это весьма солидный и удивительный показатель. К тому же моаи имеют очень необычную внешность - стилизованное изображение туловища и лица с удлинёнными ушами и крупным носом, а во многих случаях ещё и с круглыми «шляпами». Моаи, созданные, по подсчётам учёных, в период между 1250 и 1500 годами (ряд специалистов полагают, что статуи на острове Пасхи стали изготавливать ранее, около 1000 года), расставлены по всему периметру острова.
Для этого моаи либо помещали на специальные ритуальные каменные площадки под названием аху (всего их известно около 250), либо просто вкапывали в землю. Почти 400 статуй до сих пор находятся в каменоломне вулкана Рано Рараку, где они и высекались - этих моаи просто не успели доставить до места их назначения. Большинство статуй имеют высоту от 3 до 5 метров, хотя известны и моаи высотой 10-11 метров (самая большая статуя, имеющая рост 21 метр, так и не была закончена и не отделена от горной породы в каменоломне). Зачастую можно встретить утверждение, что моаи обладают огромным весом, до 80 тонн. Однако такие подсчёты ошибочны, потому что большинство моаи изготовлены не из тяжёлого базальта, а из более лёгких вулканических пород - средний вес статуй составляет 5 тонн, а весят более 10 тонн едва ли полсотни статуй.
Для чего создавались статуи
Несмотря на тщательное изучение статуй острова Пасхи, пока нет ответа на вопросы, с какими целями они создавались, кого изображали и какое значение имели для местных жителей. Дело в том, что уже к XVIII веку, когда на острове появились европейцы, аборигены уже напрочь забыли всё, что было связано с моаи – так как их перестали воздвигать сотни лет до этого. Существует немало версий относительно данной проблемы. До исследований Тура Хейердала главенствующей была теории, что статуи не местного происхождения, а их воздвигли путешественники из Полинезии. Хейердал в ходе раскопок доказал местное происхождение моаи и выдвинул гипотезу, что их создавали «длинноухие» (у всех статуй удлинённые уши), представители главенствующей касты или народности на острове, которым подчинялись «короткоухие».
Но до сих пор неизвестно, кого же изображали статуи, почему они были расставлены по всему периметру острова и при этом смотрели в разных направлениях - некоторые в сторону моря, другие вглубь острова, а третьи и вовсе на небо. Предположения есть самые разные: статуи могли быть идолами богов или объектами поклонения культу умерших, то есть предками, хранителями душ усопших и защитниками живых от мистических неприятностей. Однако наличие у некоторых моаи имён собственных наводит на мысль, что с определённого момента моаи стали своеобразными памятниками наиболее могущественным вождям, жрецам или даже скульпторам, которые таким образом желали увековечить память о себе.
Сторонники теории Хейердала развили идею о том, что статуи могли возводиться «длинноухими» в качестве неких магических амулетов , которые призваны были обеспечить им власть над «короткоухими». Правда, некоторые учёные полагают, что длина ушей статуй лишь кажется гипертрофированной - она вполне соотносится с размерами увеличенных голов моаи и может быть вовсе не обозначением отличий одной группы населения острова от другой, а просто художественной особенностью.
Наконец, не обошлось и без «инопланетного следа»: необычная внешность статуй, количество и сложность изготовления и транспортировки моаи, а также направленность «взгляда» некоторых из них в небо породили миф, будто статуи изображали космических пришельцев, были изготовлены с помощью внеземных технологий и установлены в качестве маяков для возвращения космических кораблей на остров.
Александр Бабицкий