Мифология ацтеков является одной из наиболее интересных проблем, рассматриваемых историками за последнее время. С одной стороны, после открытия мощной цивилизации ацтеков, которая добилась немалых достижений в архитектуре, искусстве, науке, военном деле, политике и управлении, закономерно возник вопрос, на какой идеологической базе всё это было построено. С другой, сложность мифологии ацтеков обусловлена ещё и тем, что она включила в себя мифологические элементы культуры самых различных народов и цивилизаций Доколумбовой Америки .
Мир создавался не единожды
Логика структуры мифологии ацтеков на самом деле довольно проста: нет богов - ничего нет - нет мифологии. Именно многочисленные ацтекские боги являются не только главными действующими лицами, но и первопричиной появления всего мироздания. При этом вопрос порядка создания мира, если ориентироваться на доступные учёным сегодня источники по ацтекской мифологии, так до конца прояснён не был. У ацтеков существовала два вариант первоначального творения мира. Согласно одному, верховное божество Тлоке Науаке создало небо и землю, после этого разделило по уровням всю Вселенную, а осязаемый людьми мир разделило на пять частей, каждому из своих сыновей отдав одну из частей света, а центр оставив себе. Другой вариант мифа о творении мира является наиболее распространённым и, согласно ему, мир был создан благодаря постоянному взаимодействию богов Кецалькоатля и Тескатлипоки, которые победили огромное чудовище, из плоти которого и создали Вселенную.
Кроме того, ацтеки полагали, что мир пережил пять различных эпох, каждая из которых была фактически новым сотворением Вселенной. В мифологии это представление отразилось в виде разделения истории мироздания на четыре эры, в каждой из которых было свое Солнце.
Первая эра имела своим Солнцем бога Тескатлипоку, солнцем второй эры был бог Кецалькоатль, солнцем третьей эры был бог дождя Тлалок, солнцем четвёртой эры была богиня пресных вод Чальчиупгликуэ. Пятая эра - это время жизни на земле людей, то есть она продолжается по сей день, солнцем в ней является бог Тонатиу. Окончания пятой эры ацтеки ожидали с ужасом, так как оно должно быть ознаменовано вселенской катастрофой.
Чтобы в мире был порядок, нужно «кормить» богов
Ацтеки достаточно чётко представляли себе порядок, в котором мир существует после сотворения богами, однако с персоналиями самих богов, которые отвечали за отдельные элементы структуры мироздания, у них возникла путаница. Впрочем, это не удивительно, так как пантеон ацтекских богов состояли из большого количества божеств, которые зачастую были лишь воплощениями различных функций одного бога, но при этом считались самостоятельными мифологическими персонажами. Мифология ацтеков делила мир по горизонтали и по вертикали. Вертикальное деление предусматривало существования девяти уровней подземного царства мёртвых и тринадцать уровней небес. Горизонтальная же структура мира привязывалась к четырём частям света, причём восток считался краем богатства, запад был самым благоприятным направлением, на юге обитало зло, а север ассоциировался с царством мёртвых.
Однако, хотя главными действующими лицами в мифологии ацтеков были боги, представители этой цивилизации не могли обойти вниманием и факт собственного существования. Мировоззрение ацтеков было построено на догме, что без жертв со стороны людей боги потеряют свои силы и уже не смогут поддерживать равновесие во Вселенной, что грозит ей гибелью. Именно верой в этот постулат и объясняется кровавый характер цивилизации ацтеков, столь ужаснувший прибывших сюда европейцев. Кровь считалась самым лакомым и питательным лакомством для богов, поэтому кровавые жертвы, прежде всего человеческие, имели в глазах ацтеков решающую роль в сохранении мира. В наибольшей степени поддерживала божественные силы не просто кровь, а кровь убитого человека, причём не просто убитого, а прошедшего через определённые страдания, пытки и ритуалы.
Впрочем, наиболее почитаемый ацтеками бог, Кецалькоатль, как раз кровавых жертв не требовал: мифы о нём повествуют, что во время своей земной жизни он запрещал кровавые ритуалы, а жертвы ему приносились цветами и бабочками. Кроме того, именно Кецалькоатлю были обязаны своим существованием люди пятой эры: этот бог спустился в глубины подземного царства, собрал там кости умерших людей из прежних четырёх эпох, а потом из них с помощью крови этого бога и были сотворены люди.
Александр Бабицкий