Древний Египет всегда был синонимом цивилизации, прежде всего, благодаря своим достижениям в области культуры и искусства. Уже другие, младшие цивилизации древности - Древняя Греция, Древний Рим - смотрели на Египет снизу вверх, поражаясь и восхищаясь произведениями его искусства, запечатлёнными в самых разных формах и проявлениях. Через тысячи лет, после долгого периода забвения, искусство Древнего Египта было вновь открыто благодаря стараниям учёных и одним из самых оригинальных проявлений творческих способностей человечества.
Каждому Царству - своё искусство
Конечно, сами древние египтяне вряд ли применяли к собственному искусству какую-либо периодизацию - для них это было единое гармоничное явление. Однако для наших современников, чтобы лучше понять характер искусства Древнего Египта, закономерности его развития и варианты эволюции, без периодизации, пусть и достаточно формальной, не обойтись. Для решения этой задачи был использован принцип формальной логики: искусство было поделено по уже имеющемуся разделению истории Египта на Древнее Царство, Среднее Царство и Новое Царство.
Искусство Древнего Царства (3200-2300 годы до нашей эры) характеризуется этапом становления основных канонов древнеегипетского искусства, на этом этапе хорошо видна неразрывная связь искусства с религией и, прежде всего, с погребальным обрядом. Именно в эту эпоху формируются наиболее монументальные формы искусства Древнего Египта, например, Великие пирамиды.
Искусство Среднего Царства (2200-1700 годы до нашей эры) отличается одновременным соблюдением основных прежних правил и требований к искусству, с одной стороны, и более вольной его трактовкой, с другой. Искусство становится менее пафосным, в нём появляются детали, отличающиеся в различных египетских регионах, да и монументальность явно снижается - например, пирамиды возводятся гораздо более скромные.
Искусство Нового Царства (1700-1100 годы до нашей эры) известно в первую очередь благодаря культурной революции фараона Эхнатона, при котором религиозные нововведения сопровождались и смелыми экспериментами. В частности, изобразительное искусство в это время стало гораздо более внимательным к индивидуальной личности человека, к отображению его неповторимости. В определённом смысле при Эхнатоне Древний Египет переживал нечто подобное европейской эпохе Возрождения . Однако эта эпоха была кратковременной, вернулись старые порядки, искусство снова стало монументальным.
От грандиозных храмов - до миниатюрных украшений
Нередко искусство Древнего Египта воспринимают исключительно по наиболее известному его направлению, по дошедшим до наших дней колоссальным архитектурным памятникам, являющихся визитной карточкой данной цивилизации. Однако в Древнем Египте существовали самые различные направления искусства:
- архитектура, впрочем, была весьма значимым искусством для древних египтян в первую очередь с религиозной точки зрения. Самые монументальные сооружения возводились для богов (храмы) или для фараонов, живых богов (пирамиды и усыпальницы). Как известно, эти сооружения достигали исполинских масштабов. Однако особенностью древнеегипетской архитектуры было то, что она достигла своего пика уже в Древнем Царстве, а затем почти не развивалась, используя тысячелетиями те же методы строительства и те же архитектурные схемы;
- египетская скульптура развивалась по схожему сценарию - уже в древности установились строгие каноны создания скульптурных изображений, которые изменились очень незначительно. Это связано с тем, что скульптуры обычно изображали божеств и фараонов, следовательно, имели ритуальный характер, а действенность ритуалов напрямую зависит от точности исполнения всех правил. Всё это привело к определённой условности скульптурного изображения, хотя постепенно приживалась более тонкая передача портретных черт. Особняком стоит период правления фараона Эхнатона (так называемый Амарнский период), когда скульптурные изображения достигли такой тонкости, что могут смело считаться предшественниками классической античной скульптуры;
- древнеегипетскую литературу можно разделить на религиозную и светскую. Впрочем, это разделение очень условное. Непосредственно религиозная литература это так называемые заупокойные тексты, в которых описывается путь души в загробном мире, а также, по сути, магические заклинания, чтобы этой душе помочь. Однако и другие тексты, написанные в жанре поучения, повествования, диалогов или пророчеств, также нередко были связаны с религией. Так, повествования зачастую передавали мифологические сюжеты о жизни и деяниях различных богов;
- также в Древнем Египте существовали такие виды искусства, как живопись, театрализованные представления, ювелирное искусство. Живопись известна по фрескам в усыпальницах, на которых в своеобразном египетском стиле изображались как сцены из повседневной земной жизни, так и иллюстрировались религиозные сцены. Театром Древнего Египта называют религиозные мистерии, в которых разыгрывались те или иные эпизоды мифологии, в первую очередь связанные с богом Осирисом. Благодаря находкам в не разграбленной гробнице Тутанхамона мы знаем, что в Древнем Египте высокого уровня достигло ювелирное искусство. При этом украшения из золота, серебра и электрума также имели, прежде всего, ритуальный магический характер.
Александр Бабицкий