Языческое мировоззрение неразрывно связано с одухотворённым пониманием природы. Это значит, что для язычников все природные явления и объекты были не просто «живыми», но зачастую имели сверхъестественный характер. Особенно отчётливо это выражалось в такой сфере жизни, как весенние языческие праздники. Данные торжества не только обозначали начало тёплого времени года, но являлись также и магическими ритуалами по продолжению вечного жизненного цикла.
Следуя за Солнцем
Основной точкой отсчёта во все времена года, и весной в частности, для язычества были дни солнцестояния, которые почитались как главные праздники года. Весной это был день весеннего равноденствия (20-21 марта), который фактически во всех дохристианских языческих культурах праздновался в качестве Нового года. День, когда после долгой зимы с длинными ночами приходило тепло, возрождалась жизнь и светлая часть суток начинала быстро возрастать, был для людей новой точкой отсчёта.
Характерно, что день весеннего равноденствия праздновался фактически одинаково всеми языческими народами Старого Света. Разумеется, в каждой культуре были свои особенности этого праздника, но в целом картина была схожей. Это был в полном смысле праздник жизни, когда устраивались праздничные гуляния с многолюдными играми и пирами. Кроме того, всегда присутствовали некие ритуальные действия, преподанные в игровой форме, призванные обеспечить плодородие начинающегося сельскохозяйственного сезона. Так, в ходе языческой Масленицы на Руси сжигалось чучело Масленицы, что символизировало одновременно и смену зимы весной, и ритуальное жертвоприношение богам с просьбой о хорошем урожае и благополучии. Позднее, с установлением христианства, языческие праздники весеннего равноденствия отчасти трансформировались в гуляния перед началом Великого Поста, отчасти стали составным элементом празднования Пасхи.
У Дня весны и труда - мистические корни?
Другим общераспространённым языческим весенним праздником было торжество весеннего плодородия и животворных сил, обычно приходящееся на 1 мая. Среди учёных до сих пор нет единого мнения по вопросу, как именно данные языческие праздники изменились с началом эпохи христианства и в каком именно виде они дошли до наших дней. Одна точка зрения гласит, что для простонародья средневековой Европы Пасха приобрела большое значение потому, что её сроки совпади с примерной датой этих языческих обрядов. Да и само значение Пасхи, в ходе которой прославляется Воскресение Христово, было весьма близко характеру языческих первомайских торжеств, прославлявших силы жизни.
По другой версии, этот весенний праздник во многом «ушёл в подполье» и следы его остались разве что в отдельных фольклорных элементах на весенних ярмарках. В любом случае 1 мая издревле было священной датой для европейского язычества. Так, у древних римлян в этот день отмечался один из самых главных, хотя и не входящих в официальный религиозный календарь, праздников - день пробуждения Доброй богини. Само это божество имело ещё первобытные корни и не входило в состав во многом заимствованного у греков олимпийского пантеона богов. Однако это не мешало римлянам особенно почитать Добрую богиню, считавшуюся олицетворением плодородия и жизненных сил земли. Считалось, что именно 1 мая богиня просыпается ото сна и вместе с ней просыпается всякая жизнь. В честь богини совершались особые таинства и ритуалы, в которых участвовали только женщины.
Очень похожими свойствами обладал и первомайский языческий праздник кельтов - Бельтейн. Тема новой жизни была одной из главных в этом кельтском празднике, что выражалось в наличии в нём ярко выраженного сексуального контекста. По представлениям кельтов, в этот праздник телесная любовь имела особенно священный характер, что выражалось в снятии всех сексуальных запретов и ограничений на эту ночь. Другой важной составляющей Бельтейна были очистительные огненные ритуалы. Зажигались священные костры, которые должны были очистить людей, жилища, предметы, домашних животных от влияния злых сил, набравших силу в течение холодного времени года. Так же считалось, что в этот праздник становится особенно тонкой и без того достаточная условная граница между миром людей и миром сверхъестественного. Поэтому именно 1 мая было особенно благоприятным днём для гаданий, совершения тех или иных магических ритуалов, для общения с духами и тому подобного.
Александр Бабицкий