Кино вовсе не должно совпадать с реальностью, оно вполне может приукрашать действительность или видоизменять её до неузнаваемости. И в случае с полтергейстом как темой кинематографических произведений дело не только в том, что затронута сфера сверхъестественного, не имеющего объективных доказательств существования. Просто термин «полтергейст» в парапсихологии обозначает звуковые явления неустановленного происхождения, которые иногда наблюдают в тех или иных домах или постройках. В кино же полтергейст это всегда некая духовная субстанция, издающая подобные звуки, всегда крайне враждебная к людям и представляющая собой неких демонов, привидений и тому подобное. Благодаря такой трактовке полтергейст за последние тридцать лет стал одной из наиболее эффектных и привлекающих внимание тем в фильмах.
Основные законы жанра фильмов про полтергейст заложили две серии фильмов, одна 1980-х годов, другая современная:
- началось всё с киноленты режиссёра Тоуба Хупера по сценарию Стивена Спилберга «Полтергейст» (1982). В ней рассказывалось о семействе Фрилингов, в доме которых происходят события, которые и принято классифицировать как полтергейст - слышатся странные необъяснимые звуки, сами собой включаются бытовые приборы, перемещается мебель. В итоге выясняется, что дом построен на бывшем кладбище и здесь живёт сильный злой дух. Фильм «Полтергейст» сформировал основные приёмы, которые в дальнейшем использовались в кинолентах данной тематики;
- после успеха первого фильма было решено снять продолжение - фильм 1986 года «Полтергейст-2». По сюжету семья Фрилингов переехала в другой город, но тёмные духи, решившие переманить на свою сторону младшую дочь, Кэрол Энн, обладавшую паранормальными способностями, не оставили их в покое. С этого момента стала формироваться зловещая репутация франшизы «Полтергейст»: после первого фильма была убита актриса Доминик Данн, исполнительница одной из главных ролей; в писателя Джеймса Канна, которого наняли писать роман по первому фильму, ударила молния; впоследствии, во время землетрясения 1994 года, был разрушен дом, «игравший» в фильме дом Фрилингов;
- фильм «Полтергейст-3» вышел в 1998 году и рассказывал о том, как Фрилинги попытались спастись от злобных духов в одном из небоскрёбов Чикаго, но тщетно. Однако к тому времени основную роль в популярности фильма играла уже его дурная слава «проклятого фильма». Двое актёров, исполнивших роли во второй части, скоропостижно скончались ещё до начала съёмок третьего фильма. Но главное, что сразу после окончания съёмок скончалась двенадцатилетняя исполнительница главной роли Кэрол Энн - юная актриса Хезер О'Рурк. Из-за этого продюсеры даже решили изменить финал фильма и пересняли несколько сцен с дублёршей Хезер;
- довольно долгое время после этого тема полтергейста в кино и на телевидении активно воплощалась во многих проектах, одинаковой культовой франшизы пришлось ждать почти двадцать лет. В 2007 году Орен Пели снял фильм «Паранормальное явление» фактически за свои деньги и в своём собственном доме, потратив на это 15 тысяч долларов. Проект обрёл невероятную популярность и собрал в мировом прокате более 190 миллионов долларов. История о молодой семейной паре, Мика и Кэти, в доме которой поселился демон, была рассказана в псевдодокументальной манере, как будто все события были сняты на домашнюю видеокамеру. Такой стиль стал фирменным знаком всей серии фильмов «Паранормальное явление»;
- всего же на 2012 год выпущено четыре фильма франшизы «Паранормальное явление». Второй фильм вышел в 2010 году, по его сценарию действия разворачиваются в основном до событий первой картины, отчасти параллельно с ними и на один день после концовки первого «Полтергейста». На этот раз зловещие события происходят с сестрой главной героини и её семьёй, однако во второй части фильма появляется и Кэти, в финале одержимая демоном. Бюджет второй части составил почти 3 миллиона долларов и собрал около 150 миллионов. Третий фильм, стартовавший в 2011 году, является приквелом обоих первых фильмов и рассказывает о детстве Кэти и её сестры Кристи, также связанном с демонами. Эта часть стала самой коммерчески успешной, её сборы превысили 205 миллионов долларов при бюджете в 5 миллионов. Четвёртый фильм вышел в 2012 году, наконец-то продвинул время повествования вперёд (события развиваются через пять лет после событий первого и финала второго фильма) и за десять дней собрал в прокате более 70 миллионов долларов, чего оказалось достаточным для продюсеров, чтобы объявить о запуске производства пятой части франшизы.
Александр Бабицкий