Словосочетание «Тевтонский орден» известно всякому человеку, который хотя бы что-то слышал об истории. Однако зачастую наши современники не задумываются о том, что духовно-рыцарские ордена Средневековья не были некими безликими организациями, они состояли из братьев-рыцарей. Рыцари Тевтонского ордена , как и рыцари других подобных орденов, сочетали в себе и военную, и духовно-религиозную составляющую.
Всякий документ можно трактовать по-разному
Главным документом, регламентирующим права и обязанности рыцарей Тевтонского ордена, был Устав Ордена. Известно, что в начале XIII века устав был во многом скопирован с Устава Ордена Тамплиеров. Впрочем, в те времена уставы многих духовно-рыцарских орденов были похожи и даже копировали один другой. Устав Тевтонского ордена регулировал в основном правила внутреннего распорядка жизни членов Ордена, а также декларировал общие нравственные принципы и модели поведения рыцарей-тевтонцев. К этому моменту соответствующие пункты в уставах почти всех подобных орденов во многом превратились в формальность. Действительный искренний религиозный пыл был присущ этим орденам на первых порах их существования, во время активного участия в крестовых походах на Святой земле. Постепенно же религиозно-нравственная составляющая становилась лишь внешним антуражем.
Тем не менее, в Уставе Тевтонского ордена этим моментам было уделено много внимания. Так, рыцари брали на себя три пожизненных обета: обет целомудрия, обет послушания своему начальству и обет бедности, то есть отказа от личной собственности. При этом указывалось, что собственность (деньги, земли, подневольные работники и так далее) могла находиться в совместном владении несколькими рыцарями и «во имя Ордена». Также в Уставе прописывались правила совместного общежительства рыцарей Ордена: по возможности они должны были ночевать в общем помещении, при принятии пищи должны были соблюдать молчание. Также указывался порядок участия в богослужениях, в том числе и в походных условиях, а также минимум семикратное за год Причастие. Указывалось на то, что одеяния рыцаря не должны быть богатыми, рыцарям предписывалось подавать добрый пример поведения и соблюдения заповедей светским людям, запрещалось участвовать в охоте ради развлечения. Также рыцари должны были заботиться о старых и больных членах Ордена.
Военная организация
Возможно, все эти правила и соблюдались достаточно строго на первых порах существования Ордена и в его деятельности в Палестине. Однако в Европе Тевтонский орден быстро превратился в преимущественно военно-политическую организацию, сумевшую создать даже собственное государство на прусских землях. Поэтому в жизни тевтонских рыцарей различные религиозные и нравственные постулаты отошли на второй план (хотя часть из них с формальной точки зрения соблюдалась). Рыцари сосредоточились на военной организации Ордена, так как именно военные действия способствовали росту его могущества и богатств.
Общей слабостью духовно-рыцарских орденов Средневековья была небольшая численность их членов: именно поэтому ордена, сосредоточившие свои усилия на обороне Святой земли от иноверцев, сумели на длительное время сдержать наступление, но сами не были в состоянии перейти в контрнаступление. Тевтонский орден в Европе частично сумел решить эту проблему. Первоначально и в соответствии с Уставом в Орден после соответствующего испытания и «собеседования» мог вступить любой мужчина, начиная с четырнадцатилетнего возраста. Но уже к концу XIII века Орден сформировался как монолитное сословно-национальное сообщество: фактически рыцарем-тевтонцем мог стать лишь отпрыск немецкого дворянского рода, представивший определённые доказательства своего происхождения. Поэтому братьями-рыцарями становились преимущественно младшие дети феодальных семейств, которые не получали в наследство ничего, кроме оружия, доспехов и коня и потому с детства готовившие себя к воинскому ремеслу.
Тевтонский орден стал своеобразной закрытой военной кастой, в которой многие пункты Устава откровенно игнорировались, особенно по части борьбы с роскошью и всевозможными типично рыцарскими забавами. При этом этническое единство помогало добиться Ордену особой дисциплины, которая зачастую хромала в других духовно-рыцарских орденах, рыцарями которых становились дворяне и иногда даже не-дворяне со всех концов Европы. К тому же Тевтонский орден, обладавший собственной территорией, системой укреплённых замков и источниками постоянных доходов (торговля, эксплуатация покорённого населения), смог создать действительно многочисленную армию. Элиту Ордена, его военную ударную силу составляли братья-рыцари, число которых ограничивалось несколькими сотнями и не превышало тысячи. Однако на каждого брата-рыцаря приходилось по восемь «полубратьев» или служебных братьев. Они также были членами Ордена и отчасти участвовали в управлении организацией, к тому же тоже были профессиональными воинами. Таким образом, в случае необходимости Тевтонский орден мог очень быстро собрать боеспособную армию, тогда как его возможные противники вынуждены были тратить время на мобилизацию больших сил.
Александр Бабицкий