Крестовые походы, то есть военные операции европейских вооружённых отрядов против мусульманских сил Ближнего Востока, осуществляемые под лозунгом освобождения Святой Земли, то есть Палестины и прежде всего Иерусалима, от иноверцев, растянулись почти на три столетия. И это без учёта «европейских крестовых походов», то есть различных внутриполитических и внешнеполитических военных и карательных операций в Европе, формально проводившихся на религиозных основаниях защиты истинной веры или обращения в христианство язычников. «Настоящих», то есть направленных на Восток, на Святую землю, насчитывалось восемь: первый состоялся в 1096-1099 годах, последний датируется 1270 годом.
Почему Европа двинулась на восток
Причины начала движения за освобождение Святой земли и в первую очередь Гроба Господня, располагающегося в Иерусалиме, конкретным выражением которого и стали крестовые походы, историки обычно разделяют на два вида. В первую группу они включают непосредственно духовно-религиозные факторы и мотивы, ко второму виду относят широкий спектр социальных, экономических и политических причин. Причём духовно-религиозную составляющую нередко принято недооценивать, полагая при этом, что лозунги об освобождении Гроба Господня были не более чем пропагандистским прикрытием реальных целей. Однако для средневекового сознания религиозная составляющая была очень важна и она сыграла решающую роль, по крайней мере, в организации первого и второго крестового похода , существенно сокращаясь в дальнейшем.
Прежде всего, к концу XI века действительно остро встала проблема с христианскими паломниками в Святую землю и с поклонением расположенным там святыням. Иерусалим давно уже был в руках не-христиане, его захватили арабы-мусульмане. Однако арабы довольно уважительно относились к христианским святыням в Иерусалиме и в целом в Палестине, тем боле, что нередко они почитались и в исламе (Иисус Христос - в исламе Иса, один из наиболее почитаемых пророков). Ситуация изменились с приходом турков-сельджуков, которые также позволяли христианские паломничества, но при них значительно участились случаи притеснения и паломников, и местных христианских церквей. Всё это становилось известными в Европе и постепенно повышался градус недовольства тем, что святыни и сама вера попираются иноверцами. Когда возникла сама тема крестовых походов как войны за веру и за святыни, появилась концепция о том, что участникам этих походов даруется отпущение грехов и попадание в рай (своеобразная христианская версия джихада, священной войны). К тому же в средневековом христианском фольклоре присутствовали верования в то, что молитвы непосредственно на Святой земле многократно более действенны, чем обычные, и таким образом люди надеялись получить у Бога просимое.
От хорошей жизни в крестовые походы не ходят
Исторические источники зафиксировали неподдельное религиозное воодушевление, сопутствовавшее как минимум первому крестовому походу и отчасти последующим крестовым походам. Однако не стоит забывать и о других, более приземленных мотивах и соображениях участников этих походов, о предпосылках, сделавших данное явление не только возможным, но и настолько массовым. Не обошлось и без геополитических соображений. Дело в том, что к тому моменту турки-сельджуки серьёзно угрожали позициям Византийской империи, которая хоть и была обособленной частью христианского мира, но всё-таки оставалась важным культурным, экономическим и политическим партнёром для Западной Европы (как для светских государств, так и для Святого престола). К тому же укрепление мусульман в бассейне Восточного Средиземноморья несло серьёзную военную угрозу европейским государствам, да и нарушало их налаженные торговые связи. Поэтому защитить Византию от восточной угрозы означало защитить и свои интересы.
Кроме того, были и важные внутренние факторы, способствовавшие крестовым походам. С одной стороны, к этому моменту уже сложилась система феодальных отношений, при которых большое число простолюдинов, как крестьян, так и жителей городов, оказались в крайне бедственном социальном и материальном положении. И в этом плане лозунг отвоевания христианских святынь и завоевания новых земель на Востоке сулил большому числу европейских обездоленных не только шанс на прощение грехов и рай в жизни вечной, но и обретение нового дома и благополучия в земной жизни, пусть и на совершенно новом месте.
Для рыцарства же крестовые походы были ещё привлекательнее, эту идею поддержали и крупные феодалы, и безземельные рыцари. Для первых это был шанс основать собственные государства, раз уж в Европе все территории были более или менее поделены (и, кстати, ряд феодалов эту возможность использовали, создав так называемые «государства крестоносцев»). Для вторых, состоявших из профессиональных военных, не имеющих никакого имущества, кроме собственного вооружения, и никакого занятия в отсутствии крупных войн, крестовые походы были отличной возможностью и найти применение своим единственным навыкам, и обогатиться за счёт сокровищ Востока. Так что крестовые походы казались хорошей идеей фактически всем слоям европейского средневекового общества, что и обеспечило им широкую поддержку и социальную базу.