Крестовые походы: своеобразный «диалог» Запада и Востока - Дети

крестовый поход детей

Крестовый поход детей

Крестовые походы сами по себе являются уникальной частью мировой истории, явлением, оказавшим огромное влияние на ход исторического процесса. Однако даже среди крестовых походов, каждый из которых имеет свои неповторимые черты, самым загадочным и привлекающим наибольшее внимание современных историков является так называемый «крестовый поход детей». Впрочем, иногда можно встретить термин «крестовые походы детей», так как одновременно было два движения молодых и совсем молодых людей, стремившихся отправиться в Святую землю и освободить Гроб Господень. Однако в исторической науке закрепилось рассмотрение этих движений как единого события, поэтому и крестовый поход детей определяется в единственном числе.

 

Французский вариант

крестовый поход детейВ мае 1212 года во французском городе Клуа мальчик-пастух по имени Стефан объявил о том, что ему в образе белого монаха явился сам Христос и велел ему собрать других непорочных детей и юношей и отправляться в Святую землю для освобождения Гроба Господня. Вскоре Стефан стал ходить по городам и селениям Северной Франции и призывать к началу нового крестового похода. Особенностью его проповеди было то, что он акцентировал внимание на совершенно новом характере похода. Стефан заявлял, что предыдущие крестовые походы потерпели неудачу потому, что их совершали алчные и грешные рыцари, которые на самом деле вовсе не стремились освободить христианские святыни от власти иноверцев, а хотели сокровища городов Востока и захватить там новые земли. Но если крестовый поход совершат невинные дети, да ещё и без всякого оружия, тогда Господь поможет их святому намерению и чудесным образом дарует им победу.

Воззвания Стефана получили широкий отклик среди французского населения и за короткий срок, не более двух месяцев, он собрал «армию» из, по некоторым данным, примерно тридцати тысяч человек. В основном это были юноши, подростки и девушки, совсем маленьких детей среди них было не так много. К тому же к ним присоединились некоторые взрослые, которые под предлогом помощи «крестоносцам» присваивали себе значительную часть пожертвований, совершаемых французами. «Крестовый поход детей» первоначально пользовался и поддержкой французского короля, рассчитывавшего, что религиозный пыл простого народа увлечёт и феодалов, что поможет организовать новый военный крестовый поход. Однако после того, как движение приняло серьёзные масштабы и стало ясно, что подростки в самом деле намерены идти к Иерусалиму, король попробовал запретить «крестовый поход детей».

Впрочем, эти запреты на участников похода не слишком подействовали, к тому же их поддержал Папа Римский. «Ополчение» Стефана прибыло в Марсель, где, по его заверениям, море должно было разверзнуться перед «крестоносцами» и они бы смогли дойти «посуху» до Святой земли. Однако море не разверзлось даже после длившихся несколько дней молитв. Затем «чудо случилось»: двое местных купцов согласились безвозмездно предоставить семь кораблей для транспортировки «крестоносцев» в Святую землю. На корабли погрузились несколько тысяч человек - и с тех пор их не видели. Примерно двадцать лет спустя стало известно, что марсельские купцы оказались работорговцами и продали юных крестоносцев в рабство мусульманским купцам то ли на побережье Алжира, то ли в Египте.

Повезло или не повезло немецким детям?

крестовый поход детейСтефан из Клуа был не единственным «пророком», за которым в 1212 году пошли дети и подростки Европы, в надежде мирно и с помощью божественного чуда вернуть христианам святыни Палестины. Через несколько недель после начала движения во Франции свой юный проповедник появился и в Германии, в Кёльне, главном религиозном центре страны, где всегда было множество паломников. Десятилетнего мальчика звали Николай и, если верить средневековым хроникам, он был лишь марионеткой в руках своего отца, который решил извлечь выгоду из религиозного воодушевления.

Николай публично объявил, что ему было божественное видение, повелевшее собрать людей, в первую очередь юных и непорочных, и двигаться в Иерусалим для освобождения святынь. В качестве единственного «оружия» похода использовалась повозка, в которой передвигался Николай - якобы перед ней должны были разверзнуться морские воды и отступить войска иноверцев.

Согласно официальной версии, отец Николая хотел воспользоваться большим скоплением народа, чтобы собирать крупные пожертвования на крестовый поход и прибрать эти средства себе. Впрочем, ряд учёных скептически относятся к этой версии, полагая, что речь шла о действительно искреннем случае религиозного воодушевления и если и были случаи мошенничества, то уже после возникновения массового движения. А движение действительно стало массовым: по оценкам источников, количество присоединившихся к Николаю «крестоносцев» составило около двадцати тысяч. Причём применительно к германскому движению термин «крестовый поход детей» применим в большей степени, чем к французскому: это были действительно в основном дети и подростки, взрослых было очень мало.

«Крестоносцы» двинулись в Италию, чтобы оттуда через море переправиться в Иерусалим. Скорее всего, численность «войска» была бы ещё больше, но германский император, опасаясь возникновения народных волнений, запретил присоединяться к походу людям со всей Германии. Походу пришлось двигаться в Италию через Альпы, что стало катастрофой - из-за экстремальных климатических условий и голода при переходе погибло две трети участников, так что до Северной Италии добралось несколько тысяч человек. Итальянцы, подвергавшиеся регулярным военным нападениям немцев, относились к крестоносцам в основном враждебно и не оказывали помощи. Дойдя до порта Бриндизи остатки движения сначала тщетно ждали чуда и осушения моря, затем так же тщетно ждали предоставления им кораблей. В итоге и светские, и церковные власти приказали им возвращаться обратно. В итоге из-за лишений и голода погибло подавляющее большинство участников «крестового похода детей», выжившие либо смогли вернуться на родину, либо нашли приют в итальянских семьях. Так что среди специалистов продолжаются споры, судьба какой части «крестового похода детей», французской или немецкой, оказалась трагичней.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,