Для историков Первый крестовый поход, положивший начало всем крестовым походам, оказавшим огромное влияние на историю как христианской, так и мусульманской цивилизаций и имеющий свои последствия до сих пор, всегда был противоречивым явлением. С одной стороны, история похода была достаточно хорошо освещена в источниках, с другой, довольно таинственным и неоднозначным было само возникновение идеи европейских рыцарей и простолюдинов отправиться в далёкую Палестину и воевать с мусульманами.
У рыцарей получилось лучше, чем у крестьян
Объективных предпосылок к полномасштабному военному конфликту между европейским христианством и исламом к концу XI века было предостаточно. Прежде всего, это постоянные военные столкновения, сформировавшие в сознании европейцев образ мусульман как опаснейшего врага - это и продолжавшаяся борьба с мусульманами в Испании, и продолжающееся наступление мусульманских сил на Византию. Именно византийский император Алексей I обратился к Папе Римскому и французскому королю с просьбой о военной помощи против разорявших византийские территории в Малой Азии сельджуков. Ставший впоследствии основным мотив освобождения Святой земли и Гроба Господня в Иерусалиме, захваченном мусульманами, первоначально вообще не рассматривался.
Однако призыв Папы Римского освободить Святую землю нашёл широкий отклик в европейском обществе. С одной стороны, большому числу европейских рыцарей (в первую очередь младшим сыновьям рыцарских семей, не получавших в наследство ничего, кроме коня и доспехов) наконец-то было чем себя занять и использовать свои боевые навыки. А благородная цель защиты христианской веры для этого всё же лучше подходит, чем вынужденная разбойная жизнь, которой многие промышляли. С другой стороны, религиозное воодушевление охватило и многих простолюдинов Западной Европы, также стремившихся поучаствовать в святом деле. Под предводительством Петра Пустынника в 1096 году выступила армия бедноты примерно в 50 тысяч человек, до Константинополя добрались около 30 тысяч, но в Малой Азии это почти безоружное «войско» было легко уничтожено сельджуками. Организованный дворянством военный поход рыцарей-профессионалов, выступивший в августе 1096 года, был куда успешнее - в 1099 году после осады был взят штурмом Иерусалим, а на Ближнем Востоке были основаны несколько так называемых «государств крестоносцев».
Кто начал крестовые походы?
Одним из наиболее любопытных вопросов в истории крестовых походов является проблема, кто же их начал, кто был инициатором самого первого похода, запустившего весь процесс. Во всех учебниках истории сказано, что начало крестовым походам положил папа Урбан II, который в ноябре 1095 года на соборе во французском городе Клермон при скоплении большого числа знати и рыцарей призвал их организовать крестовый поход на Восток и защитить христианскую веру от посягательства иноверцев. Собственно, с этой речи Папы Римского, вызванной обращением к Урбану II византийского императора с просьбой о помощи, и принято вести отсчёт истории крестовых походов.
Однако гораздо меньшее число людей знают, что сама идея вооружённого похода христиан в Святую землю для освобождения христианских святынь и защиты местных христиан от притеснений мусульман появилась раньше и принадлежала вовсе не государственным деятелям или иерархам церкви. Она сформировалась в сознании отшельника Петра Пустынника, впоследствии признанного святым Петром Амьенским в ходе его паломничества в Иерусалим. Именно там Пётр увидел, в каком стеснённом положении находятся христиане и их святыни и был укреплён в своём мнении после беседы с иерусалимским патриархом Симоном. Именно тогда у Петра, который до начала своего аскетического религиозного послушания в молодости был солдатом, и родилась идея о необходимости военной операции по защите Святой земли. С этой идеей он и вернулся в Европу, где начал свои проповеди.
Существует две версии деятельности Петра Пустынника. По одной из них, он получил благословение на проповеди от папы римского и ссылался на его обещания простить все грехи будущим крестоносцам за их участие в богоугодном деле. В этом варианте Пётр Пустынник предстаёт тем человеком, который и принёс идею крестовых походов в Европу. По другой версии, Пётр был лишь одним из фанатичных пропагандистов идеи первого крестового похода , которых немало появилось во Франции и в других странах после Клермонского призыва Урбана II. Правда, с этим не очень согласуется тот факт, что крестьянский крестовый поход, приобретший значительные масштабы, пусть и закончившийся трагически, возглавлял именно Пётр Пустынник. Кстати, он пережил разгром этого похода, позднее присоединился к рыцарскому походу, вернулся во Францию и основал монастырь. Так что вопрос об истинном вдохновителе крестовых походов остаётся открытым.
Александр Бабицкий