Крестоносцы, то есть участники вооружённых крестовых походов на Святую землю (Палестина), стали одной из важнейших составляющих средневековой европейской цивилизации. Именно поэтому они вызывают интерес до сих пор не только с исторической или военной точек зрения, но и как своего рода культурный феномен. Между тем нередко остаётся в стороне тот факт, что крестоносцами являлись не только феодалы-рыцари или профессиональные воины, но и все те, кто воспринял призыв к освобождению Святой земли.
Папа плохого не скажет…
К концу XI века в Старом Свете сложилась сложная геополитическая обстановка: папа римский испытывал сложности с европейскими монархами, как минимум двое из которых (французский король и германский император), вступили с ним в открытую конфронтацию. С другой стороны, Византийская империя находилась в сложном положении - с Востока её теснили воинственные турки-сельджуки. Наконец, определённые изменения наблюдались и в Палестине: в Иерусалиме, где находились христианские святыни и в первую очередь Гроб Господень, господство также получили турки. И если с арабами-мусульманами у христианских паломников прежде не возникало проблем, то теперь в Европу стали доноситься настойчивые слухи о притеснениях христиан в Святой земле и даже об осквернении святынь.
Весь этот комплекс событий и процессов и породил крестовые походы и крестоносцев. Византийский император обратился за помощью к папе римскому, прося того стать посредником в организации военной помощи европейских рыцарей против сельджуков. Папа римский увидел в этом отличную возможность восстановить свой слегка пошатнувшийся престиж: через организацию военной помощи Византии он хотел добиться восстановления своего контроля над восточными христианами, которые, по сути, отделились от Святого престола в середине века.
Кроме того, в Европе нарастало возмущение против сельджуков в связи с множащимися слухами о притеснениях христиан в Палестине. В итоге, когда в ноябре 1095 года папа римский Урбан II прибыл на церковный собор в Клермон, здесь собралось множество светской знати. По окончании собора папа обратился с призывом совершить военный поход против иноверцев, захвативших Иерусалим, освободить Гроб Господень и избавить от притеснений христиан. Папа пообещал участникам похода отпущение грехов и, в качестве награды за богоугодное дело, рай в загробной жизни. Так начались крестовые походы и появились крестоносцы.
Крестоносцы - рыцари и не только
В учебниках истории, особенно школьных, можно прочитать живописные описания того, как многие из слушателей речи Урбана II, воодушевлённые его призывом к святому делу, тут же, в Клермоне, нашивали на свои одежды кресты в знак готовности отправиться в крестовый поход и называли сами себя крестоносцами. Религиозный энтузиазм воевать с иноверцами за Гроб Господень действительно присутствовал и многие действительно наносили на свои одежды кресты - вот только о «крестовых походах» и «крестоносцах» тогда никто не говорил.
Дело в том, что в Средние века не использовались сами эти выражения: «крестовый поход» как обозначение военного похода в Святую землю и «крестоносец» как обозначение его участника. И «крестовые походы», и «крестоносцы» - это изобретение европейских историков XVII-XVIII веков, которым нужны были какие-то современные им термины для обозначения этих явлений. То, что ныне называется крестовыми походами, их участники и современники именовали по-разному - поход в Иерусалим, путь или странствование в Святую землю, паломничество ко Гробу Господню, путь по стезе Господней и так далее. «Крестоносцы» именовались также по-разному: воины Христовы, иерусалимцы, народ Божий и тому подобное.
Крестоносцы состояли из двух категорий участников крестовых походов.
Первая всем хорошо известна - это рыцари-феодалы, основа и элита средневековой армии. Правда, и здесь нужно помнить, что рыцари, становившиеся крестоносцами и отправлявшиеся в военный поход против иноверцев, были двух типов. Прежде всего, это было бедное рыцарство, профессиональные военные, не имевшие своего имущества (в основном младшие сыновья в дворянских семьях, не получавшие никакого наследства). К ним Урбан II обратился с призывом позабыть свои стеснённые обстоятельства и прошлые преступления и идти в крестовый поход, во-первых, для получения прощения своих грехов и обретения рая, во-вторых, из расчёта получить добычу в богатых краях Востока. Дело в том, что бедное рыцарство было основным дестабилизирующим элементом европейского общества того времени: обладая оружием и военными навыками, оно зарабатывало себе на жизнь обыкновенными грабежами.
Вторая часть рыцарей это были крупные феодалы, обладавшие солидным богатством и множеством вассалов, но в Европе не имевшие возможности для реализации своих властные амбиций. Они вступали в число крестоносцев, рассчитывая захватить на Востоке земли и основать собственные государства. Но крестоносцами, во всяком случае в Первом крестовом походе , были не только рыцари, это были ещё и огромные толпы простолюдинов и бедняков. Они были воодушевлены проповедью аскета Петра Амьенского, который призывал их к благому делу и обретению Царствия Божьего, и обещаниями Урбана II. Этой категории папа римский обещал избавление от европейской нищеты и притеснений: так как на отвоёванных от иноверцев благодатных землях можно будет начать новую жизнь, сытную и плодовитую.