Под словосочетанием «Охота на ведьм» обычно подразумевают средневековую борьбу против ведовства. Но со временем это понятие стали широко применять для называния процесса поисков внутреннего врага в критические моменты развития общества. Современные ученые придерживаются разных точек зрения относительно причин и характера этого явления.
История охоты на ведьм
Представления о колдунах и магах были широко распространены с давних времен. Так, в законодательных актах древнего Египта и в кодексе Хаммурапи содержались отдельные статьи наказания за использование магии во вредоносных целях. Предписания нанести «аналогичный вред» тому, кто применил против другого нечистые силы колдовства, существовали в античности. В еврейском Пятикнижии, которое затем легло в основу Ветхого завета, также содержались запреты на использование магии.
В Европе статьи против колдовства содержались уже в ранних средневековых нормативных актах, например, в заключении Трулльского Собора. В Киевской Руси в церковном уставе начала XI века также были предусмотрены подобные акты, хотя, некоторые советские и американские исследователи характеризовали «Охоту на ведьм» как сугубо «западное» явление. Достоверно известно, что вплоть до XVIII века на Руси практиковалось преследование лиц, вступавших в «связи с дьяволом». Просто эти процессы имели не такой массовый характер.
В средневековой Европе же представления о «ведьмах-вредителях», которыми далеко не всегда были только женщины, получили широкое хождение уже в конце XIV века. В конце XV – начале XVI веков они обрели форму тотального преследования. В 1557 году в Тулузе заживо сожгли сорок человек. В середине XVII века в Нижней Нормандии более полутысячи людей обвинили в распространении эпидемии . Болезни и голод во Франции часто становились отправной точкой для начала процессов.
В Германии особенный накал гонения приобрели после реформации и контрреформации, во времена Тридцатилетней войны. Преследования колдунов на почве религиозной ненависти здесь возбуждались не только католиками, но и протестантами, что характерно для всей Европы (кроме церкви, в процессах против колдовства также активно участвовало общество и государство). В Скандинавии ведьм обвиняли в том, что они отводят рыбу от берегов. А в Англии в статуте короля Генриха VIII статьи о волшебстве начинались сразу с экономического обоснования: ведьм предписывалось наказывать за нечестное накопление богатств и использование знаний о тайных кладах.
Кого считали ведьмой в средневековье?
И колдовство, и магия характеризуются как умение человека сверхъестественным путем получить какие-либо блага, недоступные простым смертным, или причинить умышленный вред другому человеку. Поэтому уже в древних обществах существовали представления о необходимости борьбы с колдунами. Но говоря о феномене «Охоты на ведьм», следует разграничивать колдовство или ведовство и просто магию или оккультизм.
В христианстве и колдовство, и магия воспринимались как пережитки язычества. Но если магические обряды и идолопоклонство изначально списывались на пережитки прошлого, то ведовство со временем стало пониматься как более серьезное преступление. Неотъемлемой предпосылкой обвинений в нем, по мнению исследователей, стало представление о сознательной связи ведьмы с дьяволом. В частности, считалось, что за особые умения или знания обвиняемый заключает договор с силами зла, продает им душу и отрекается от господа.
Еще в XV веке в знаменитом трактате доминиканских инквизиторов «Молот ведьм» обстоятельно рассматривался вопрос демонического вмешательства. Сложным логическим путем, с опорой на материалы допросов, которые инквизиция часто вела под пытками, авторы выводили еще одну теорию появления ведьм и колдунов. Согласно ей, дьявольские воплощения – инкубы и суккубы – являлись к людям в мужском или женском обличии и вступали с ними в сексуальную связь, результатом которой становились колдуны или ведьмы. Причем, происходило это во время «нормального» полового акта, а физическим отцом или матерью продолжали считать обычных мужчину и женщину. Духи только незаметно примешивали к человеческой плоти свое семя.
Точки зрения на причины «Охоты на ведьм»
После того, как историками были сведены воедино и обработаны имеющиеся на сегодняшний день данные о ведовских процессах, стало понятно, что причиной «Охоты на ведьм» становились не просто банальные суеверия , недостаток знаний или религиозная ненависть. Истоки этого феномена, по мнению разных исследователей, коренятся в тех или иных общественных, экономических или психологических факторах.
Ряд исследователей вписал феномен охоты на ведьм в контекст «массовой истерии», которая стала итогом целого ряда страхов, сопровождавших грандиозные изменения в структуре общества. С психологической точки зрения легенды о «пирушках» и оргиях на шабашах также понимают как реакции на «пуританство» и необходимость сдержанности в еде и помыслах, которой следовало придерживаться согласно церковным предписаниям. А в контексте борьбы «верхов» и «низов» охоту на ведьм объясняют стремлением развивающегося общества и государственного аппарата подавить проявления народной культуры.
Распространен взгляд на преследования ведьм как на закономерный итог раннего развития товарно-денежных отношений и социализации в средневековой Европе. Традиционные общинные христианские ценности, по этой версии, вступали в конфликт с появившимися эгоистическими стремлениями к накоплению. Не случайно толчком для следствия часто становились доносы жителей одной деревни на своих соседей. Причем, особенно обостренной зависть к преуспевающим богачам становилась в пору голода или засухи.
Когда термин «Охота на ведьм» стал широко применяться к современности для объяснения американского маккартизма, мусульманской борьбы против «неверных» или даже сталинских репрессий, все большее внимание стало уделяться социальным и политическим причинам этого явления. С одной стороны, охота на ведьм – это всегда поиск «крайнего» и стремление переложить на кого-либо вину за те или иные потрясения, происходящие в обществе. С другой, это еще и весомое обоснование для принятия смелых политических решений.