Охота на ведьм – точки зрения на истоки «массовой истерии»

охота на ведьмПод словосочетанием «Охота на ведьм» обычно подразумевают средневековую борьбу против ведовства. Но со временем это понятие стали широко применять для называния процесса поисков внутреннего врага в критические моменты развития общества. Современные ученые придерживаются разных точек зрения относительно причин и характера этого явления.

 

История охоты на ведьм

охота на ведьмПредставления о колдунах и магах были широко распространены с давних времен. Так, в законодательных актах древнего Египта и в кодексе Хаммурапи содержались отдельные статьи наказания за использование магии во вредоносных целях. Предписания нанести «аналогичный вред» тому, кто применил против другого нечистые силы колдовства, существовали в античности. В еврейском Пятикнижии, которое затем легло в основу Ветхого завета, также содержались запреты на использование магии.

В Европе статьи против колдовства содержались уже в ранних средневековых нормативных актах, например, в заключении Трулльского Собора. В Киевской Руси в церковном уставе начала XI века также были предусмотрены подобные акты, хотя, некоторые советские и американские исследователи характеризовали «Охоту на ведьм» как сугубо «западное» явление. Достоверно известно, что вплоть до XVIII века на Руси практиковалось преследование лиц, вступавших в «связи с дьяволом». Просто эти процессы имели не такой массовый характер.

В средневековой Европе же представления о «ведьмах-вредителях», которыми далеко не всегда были только женщины, получили широкое хождение уже в конце XIV века. В конце XV – начале XVI веков они обрели форму тотального преследования. В 1557 году в Тулузе заживо сожгли сорок человек. В середине XVII века в Нижней Нормандии более полутысячи людей обвинили в распространении эпидемии. Болезни и голод во Франции часто становились отправной точкой для начала процессов.

В Германии особенный накал гонения приобрели после реформации и контрреформации, во времена Тридцатилетней войны. Преследования колдунов на почве религиозной ненависти здесь возбуждались не только католиками, но и протестантами, что характерно для всей Европы (кроме церкви, в процессах против колдовства также активно участвовало общество и государство). В Скандинавии ведьм обвиняли в том, что они отводят рыбу от берегов. А в Англии в статуте короля Генриха VIII статьи о волшебстве начинались сразу с экономического обоснования: ведьм предписывалось наказывать за нечестное накопление богатств и использование знаний о тайных кладах.

Кого считали ведьмой в средневековье?

охота на ведьмИ колдовство, и магия характеризуются как умение человека сверхъестественным путем получить какие-либо блага, недоступные простым смертным, или причинить умышленный вред другому человеку. Поэтому уже в древних обществах существовали представления о необходимости борьбы с колдунами. Но говоря о феномене «Охоты на ведьм», следует разграничивать колдовство или ведовство и просто магию или оккультизм.

В христианстве и колдовство, и магия воспринимались как пережитки язычества. Но если магические обряды и идолопоклонство изначально списывались на пережитки прошлого, то ведовство со временем стало пониматься как более серьезное преступление. Неотъемлемой предпосылкой обвинений в нем, по мнению исследователей, стало представление о сознательной связи ведьмы с дьяволом. В частности, считалось, что за особые умения или знания обвиняемый заключает договор с силами зла, продает им душу и отрекается от господа.

Еще в XV веке в знаменитом трактате доминиканских инквизиторов «Молот ведьм» обстоятельно рассматривался вопрос демонического вмешательства. Сложным логическим путем, с опорой на материалы допросов, которые инквизиция часто вела под пытками, авторы выводили еще одну теорию появления ведьм и колдунов. Согласно ей, дьявольские воплощения – инкубы и суккубы – являлись к людям в мужском или женском обличии и вступали с ними в сексуальную связь, результатом которой становились колдуны или ведьмы. Причем, происходило это во время «нормального» полового акта, а физическим отцом или матерью продолжали считать обычных мужчину и женщину. Духи только незаметно примешивали к человеческой плоти свое семя.

Точки зрения на причины «Охоты на ведьм»

охота на ведьмПосле того, как историками были сведены воедино и обработаны имеющиеся на сегодняшний день данные о ведовских процессах, стало понятно, что причиной «Охоты на ведьм» становились не просто банальные суеверия, недостаток знаний или религиозная ненависть. Истоки этого феномена, по мнению разных исследователей, коренятся в тех или иных общественных, экономических или психологических факторах.

Ряд исследователей вписал феномен охоты на ведьм в контекст «массовой истерии», которая стала итогом целого ряда страхов, сопровождавших грандиозные изменения в структуре общества. С психологической точки зрения легенды о «пирушках» и оргиях на шабашах также понимают как реакции на «пуританство» и необходимость сдержанности в еде и помыслах, которой следовало придерживаться согласно церковным предписаниям. А в контексте борьбы «верхов» и «низов» охоту на ведьм объясняют стремлением развивающегося общества и государственного аппарата подавить проявления народной культуры.

Распространен взгляд на преследования ведьм как на закономерный итог раннего развития товарно-денежных отношений и социализации в средневековой Европе. Традиционные общинные христианские ценности, по этой версии, вступали в конфликт с появившимися эгоистическими стремлениями к накоплению. Не случайно толчком для следствия часто становились доносы жителей одной деревни на своих соседей. Причем, особенно обостренной зависть к преуспевающим богачам становилась в пору голода или засухи.

Когда термин «Охота на ведьм» стал широко применяться к современности для объяснения американского маккартизма, мусульманской борьбы против «неверных» или даже сталинских репрессий, все большее внимание стало уделяться социальным и политическим причинам этого явления. С одной стороны, охота на ведьм – это всегда поиск «крайнего» и стремление переложить на кого-либо вину за те или иные потрясения, происходящие в обществе. С другой, это еще и весомое обоснование для принятия смелых политических решений.

Читать дальше Средние века

 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,