Охота на ведьм в средние века – кто был инициатором?
Неотъемлемая часть портрета средневековья – охота на ведьм. Иногда её считают продолжением борьбы инквизиторов против ересей и пережитков язычества, а иногда – самостоятельным явлением, которое тесно сопровождало общественные перемены. Не случайно, широкое хождение ведовские процессы имели не только в раннее, но и в позднее средневековье, а также новое время.
Когда началась охота на ведьм в Средневековой Европе
Запреты на поклонение дьяволу в христианских догматах появились уже после Эльвирского, Анкирского и Трулльского соборов, т.е. в IV-VII веках. Первые официальные обвинения в колдовстве во Франции имели место в конце XIII века. Так, одного французского епископа в 1278 году едва не казнили за попытку убийства короля Филиппа III с помощью нечистой силы. Но массовый характер эти процессы приобрели только в XVI веке. История зарождения и распространения охоты на ведьм в Европе была непростой.
Вопреки распространенному мнению, преследования далеко не всегда велись с подачи церкви. В документах Падерборнского собора VIII века сохранились строгие предупреждения о том, что тот, кто сожжет ведьму на костре по обвинению в ведовстве, сам подлежит смертной казни. Церковь в раннем средневековье активно боролась против любых суеверий . Лишь в некоторых землях появлялись редкие светские законы против ведовства.
Но в 1320 году папа Иоанн XXII уполномочил инквизиторов преследовать колдунов и ведьм. Некоторые историки считают, что это стало закономерным следствием борьбы против секты катаров, которые разделяли представления о равной роли бога и дьявола в мире и практиковали магические обряды. Это усиливало страхи людей перед «потусторонними силами» и давало толчок распространению предубеждений. В рамках борьбы инквизиции против ереси начало охоты на ведьм иногда связывают также со стихийным продолжением гонений на тамплиеров.
Церковные суды над ведьмами XIV века не оставили значительных следов в истории. А уже в 1390 году во Франции состоялся первый светский процесс. Со временем борьбу с колдунами и магами практически полностью отдали на откуп светским властям, которые таким образом находили «крайнего» и перекладывали на него вину за последствия неэффективных политических решений или стихийных бедствий. Часто инициатором подобных дел выступало и само общество, в котором длительное время преобладало народное религиозное сознание и обычные суеверия, а не христианская добродетель.
Почему именно средневековье стало временем охоты на ведьм
Разные исследователи выделяют разные причины этого феномена. Так, специфическая психоаналитическая версия одного из французских историков описывает явление мисогонии – массовой борьбы мужчин против женщин. В это время роль женщины в обществе якобы начинает меняться и чтобы приостановить процесс женской индивидуализации, мужчины запускают в ход обвинения в ведовстве и казни. Но многие историки оспаривают эту теорию, поскольку среди обвиняемых попадались не только женщины, но и мужчины.
Более традиционны – религиозные трактовки. Так, некоторые историки считают, что «Молот ведьм» как кульминация борьбы с дьяволопоклонничеством был просто написан чрезмерно фанатичными схоластами. Кроме того, это издание предваряла знаменитая папская булла «Summis desiderantes» Иннокентия VIII, которая официально разрешала светским судам преследовать и сжигать ведьм. Несмотря на то, что оба документа излагали всего лишь мнение и волю отдельных личностей, в силу влияния папы в церковной иерархии практика преследования стала повсеместной. Весомый импульс к охоте на ведьм задавали и «снизу». Если кто-то случайно разбогател или не заболел во время эпидемии , людская молва моментально приписывала ему сверхъестественные способности.
Суды над ведьмами в Средневековье и Новое время
Одним из первых громких наказаний стало сожжение заживо более полутора сотен людей, сто десять женщин и пятьдесят семь мужчин, в Бриансоне. Это произошло в 1428 году во Франции. А спустя почти два с половиной столетия в Швеции, когда, казалось бы, жестокость казней должна была уменьшиться, вместе с семью десятками обвиненных взрослых казнили пятнадцать маленьких детей. Всех их подозревали в союзе с дьяволом и в качестве статей обвинения вменяли пиршества, которые заключались всего-то в поедании овсянки, бульона и хлеба с маслом, молоком и сыром.
На самом деле, если быть исторически точными, большинство процессов в Европе происходило не в средневековье, а в раннее Новое время – в непосредственной близи от эпохи Просвещения. Если с начала XIV по конец XV века известно чуть более полутысячи случаев привлечений к суду за ведовство по всей Европе, то с середины XVI по середину XVIII века в одной только Шотландии было обвинено в ведовстве более трех с половиной тысяч людей. Однако, своим появлением охота на ведьм действительно обязана эпохе позднего средневековья.