Ведьм традиционно изображают на метле в длинных черных одеждах, развевающихся на ветру, нередко в сопровождении черной кошки или змеи. Ведьмы творят зло: похищают маленьких детей и держат их в клетках (а то и съедают), дают принцессам отравленные яблоки, а также мажут ядом веретено, или доставляют другие неприятности прекрасным юным девушкам, которые ищут настоящую любовь. Между тем, существует мнение, что ведьмы – это женщины, которые практикуют Викку – религию, основанную на почитании природы.
Кто такие ведьмы
«Ведьмой» часто называют уродливую старуху или, наоборот, красивую молодую женщину. В общем, ведьма – это любая сильная женщина, которая противится тому, чтобы об нее вытирали ноги, и имеет собственное мнение. Хэллоуин также ассоциируется с ведьмами, злыми женщинами, заключившими сделку с дьяволом.
Вот основные обвинения, которые предъявляли ведьмам и колдунам:
- полеты по воздуху и разграбление винных погребов;
- ликантропия – умение оборачиваться волком и убивать крупный рогатый скот;
- умение становиться невидимым с помощью трав;
- излечение болезней и паралича, вызванных колдовством, путем насылания их на другого человека;
- похищние и поедание детей;
- вызов сатаны и заключение с ним сделки;
- планирование подрыва авторитета Церкви.
Этот список дает основания предположить, что самые разные неприятности – голод, падеж скота, неурожай, воровство и вандализм, болезни и эпидемии, потеря детей и даже каннибализм – вменялись в вину ведьмам и колдунам.
Через сто лет после того, как Черная смерть уничтожила около половины населения Европы, Столетняя война близилась к концу, и жизнь была очень и очень тяжелой, поэтому для того, чтобы восстановить порядок и контроль над обществом, нужно было найти врага, которого можно было обвинить во всех несчастьях.
Malleus Maleficarum против Canon Episcopi
Проблема заключалась в том, как обойти Епископский канон. Необходимо было приуменьшить значение этого церковного документа, чтобы начать охоту на ведьм. Поэтому началось все с нападок на сам документ.
В 1450 году Жан Винети, инквизитор в Каркассоне, приравнял колдовство к ереси.
В 1458 году Николас Жакье, инквизитор во Франции и Чехии, пошел еще дальше и назвал колдовство новой формой ереси – то есть заявил, что современные ведьмы отличаются от тех, о которых идет речь в Епископском каноне.
В 1460 году Висконти Джироламо, инквизитор в провинции Ломбардия, заявил, что всякий, кто защищает колдовство (или ведьм), сам является еретиком.
Введение нового «стандарта» происходило постепенно, шаг за шагом, но все же, когда Генрих Крамер и Якоб Шпренгер (оба члены ордена доминиканцев и инквизиторы католической церкви) написали универсальный кодекс демонологии , практическое пособие по распознанию и преследованию ведьм Malleus Maleficarum («Молот ведьм») и представили его в университете Кельна на факультете теологии 9 мая 1487 года, это сочинение было осуждено как неэтичное и незаконное.
Католическая Церковь запретила книгу в 1490 году, внеся ее в Index Librorum Prohibitorum, список запрещенных книг, а Крамер даже был «разжалован» из инквизиторов. Следует отметить, что в 1484 году Крамер неоднократно пытался преследовать ведьм в Тироле. Тогда Крамера изгнали, а местный епископ обозвал его «выжившим из ума стариком». По мнению некоторых историков церкви, написание Malleus Maleficarum было для Крамера актом самооправдания и мести.
Malleus Maleficarum противопоставляет себя Canon Episcopi; его целью было дискредитировать тех, кто сомневается в реальности колдовства. Также авторы утверждают, что колдовством чаще занимаются женщины, чем мужчины. Эксперты говорят, что в основу «Молота ведьм» лег, в частности, трактат Йоханнеса Нидера Formicarius, написанный примерно на десять лет ранее.
До Нидера считалось, что магией могут заниматься только образованные, просвещенные люди, как минимум умеющие читать и способные выполнять сложные оккультные ритуалы. В трактате Formicarius Нидер описывает ведьму как неграмотную женщину. К сожалению, благодаря типографии Иоганна Гутенберга это сочинение быстро распространилось по всей Европе. Не исключено, что именно это псевдонаучное исследование и послужило толчком к началу охоты на ведьм.