Ведьмы – выгодный образ для устранения «неугодных» - Истребление

истребление ведьм

Истребление ведьм

Представление о том, что любой человек может причинить вред другому с помощью магии, просто заключив сделку с сатаной – особенно это касалось слабых и беспомощных женщин, которые традиционно считались неполноценным существами – было страшным и шокирующим.

 

Это безумие распространялось по Европе и сотни тысяч женщин были сожжены на кострах. Дети и даже целые семьи были приговорены к смерти. Исторические источники полны описаний ужасающих мучений этих несчастных жертв инквизиции. Целые деревни были уничтожены. Один источник отмечает, что над Германией стоял непроглядный дым от костров, на которых сжигали ведьм. В 1580-х годах католическая контрреформация начала собственную безжалостную охоту на ведьм, жертвами которой становились в основном протестанты.

alt

Как доказать вину ведьмы?

Во Франции большинство ведьм и колдунов оказывались гугенотами. На протестантских землях большинство ведьм закономерно были католичками. В большинстве случаев преследование ведьм имело или личные, или политические мотивы, или и те, и другие. Так, в 1628 году был сожжен судья, который якобы демонстрировал «подозрительное снисхождение». Этот судья, некий доктор Хаан, под пытками признался, что видел пять бургомистров города Бамберга на шабаше ведьм, и те тоже были казнены. Один из них, Иоганн Юлиус, под пытками признался в том, что отрекся от Бога, заключил сделку с дьяволом и видел двадцать семь других видных лиц города на шабаше.

Но после, в письме дочери Веронике, он покаялся в лжесвидетельстве и рассказал всю правду о методах «дознавателей»-инквизиторов.

alt

Анализ «Молота ведьм»

истребление ведьмПротестанты и католики безжалостно истребляли друг друга, и первые десятилетия 1600-х годов Европа была охвачена настоящей эпидемией охоты на демонов.

Это продолжалось до конца Тридцатилетней войны. Принято считать, что началом охоты на ведьм в Европе стала публикация «Молота ведьм», а Вестфальский мир в 1648 году знаменует ее окончание.

За это время различия между «белой» и «черной» магией почти стерлись, и колдовство стало ассоциироваться исключительно со злом и сатанинскими ритуалами. Более того, его считали женской прерогативой. Плюралистическая концепция сверхъестественного мира также исчезла, и у нас остался один, но очень хороший бог, который, однако, не мог противостоять сговору человека с дьяволом. Ну, не совсем человека – женщины.

В последнее время «Молот ведьм» все чаще становится объектом критического анализа, хотя занимаются им люди, не слишком осведомленные о космических событиях того времени. Тем не менее, их выводы представляют интерес для исследования. Так, литературный критик Уолтер Стивенс прочитал «Молот ведьм» и заинтересовался следующим фрагментом на первой странице книги: «Поэтому ошибаются те, кто говорит, что колдовства не существует, что это плод воображения; даже если они и не считают, что дьявол существует только в воображении невежественных и необразованных людей, а природные катастрофы, которые случаются с человеком, он ошибочно приписывает козням дьявола».

Это запутанное предложение напомнило Стивенсу о строках из произведения итальянского поэта Токвато Тассо Il messaggiero, написанного в 1582 году: «Если колдуны, ведьмы и одержимые бесами существует, существуют и демоны; нет никаких сомнений в том, что во все времена находились образцы первых трех; стало быть, неразумно сомневаться в существовании демонов».

Тассо, и в особенности автор «Молота ведьм», богослов-доминиканец и инквизитор Генрих Крамер, в своих работах приложили немало усилий, чтобы разрешить всякие сомнения в существовании бесов. Для чего это было нужно? В течение последующих восьми лет Стивенс изучил все трактаты по демонологии и колдовству, которые смог найти, а также записи допросов, богословские трактаты и другие произведения (его библиография включает 154 первичных и более 200 вторичных источников).

Большинство из изученных им 86 трактатов по демонологии и колдовству были написаны в Западной Европе в XV, XVI и XVII веках, и все они (в том числе Malleus) содержат рассказы о половых сношениех с сатаной, демонами и злыми духами (инкубами и суккубами). Но почему? Неужели их авторы были непримиримыми женоненавистниками, одержимые идеей изображения женщин в худшем свете? Или описание сцен сношений с демонами доставляло этим мужчинам, вынужденным блюсти обет безбрачия, извращенное удовольствие?

истребление ведьмСтивенс считал иначе; да и тексты, по его мнению, не поддерживают эту версию. В другом месте «Молота ведьм» он нашел упоминание о том, что ведьмы под пытками демонстрируют «очевидное свидетельство существования плотской связи между людьми и демонами». Стивенс пришел к выводу, что инквизиторы пытались любой ценой раздобыть доказательства того, что демоны существуют. Они пытались убедить скептиков. Возможно, они пытались убедить в этом и себя.

Заключение Стивенса в корне меняет принятую точку зрения о веках жестокости и несправедливости. Великая европейская охота на ведьм была следствием глубокого кризиса веры. Тем, кто писал книги, подобные «Молоту ведьм», мужчинам, которые одобряли пытки и отправили на костер десятков тысяч невинных людей, жизненно необходимо было верить в существование ведьм. Потому что если ведьмы существовали, значит, существовали и демоны. А если демоны существовали, то существовал и Бог.

Бог не только существовал, но незримо присутствовал в жизни человека и внимательно следил за происходящим на земле. Внимательно ознакомьтесь с работами по демонологии и колдовству – и вы увидите, как глубоко эти образованные, грамотные люди были обеспокоены сомнениями в существовании Бога и в том, что он обращает мало внимания на потомков Адама.

В самой Церкви произошел раскол, ее раздирала массовая ересь; кризис церкви был настолько сильным, что три человека одновременно претендовали на звание истинного папы. Как мир, созданный любящим и внимательным Бог, мог превратиться в такой хаос?


 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,