Все современные ведьмы – люди, у всех свои «зоны комфорта», каждая обладает собственным характером, но есть и то, что объединяет их всех.
Многие люди получили власть и славу, благодаря их мнимому знанию магии и тайных умений. Некоторые из них стали богатыми и знаменитыми, вследствие своего таланта, другие умерли насильственной смертью. Эти люди представляют все социальные классы и все периоды истории. Их темперамент колебался от дружественного до ужасающего. Тем не менее, все они имели одну общую черту - миру они запомнились, как самые известные ведьмы и колдуны.
Ведьм традиционно изображают на метле в длинных черных одеждах, развевающихся на ветру, нередко в сопровождении черной кошки или змеи. Ведьмы творят зло: похищают маленьких детей и держат их в клетках (а то и съедают), дают принцессам отравленные яблоки, а также мажут ядом веретено, или доставляют другие неприятности прекрасным юным девушкам, которые ищут настоящую любовь. Между тем, существует мнение, что ведьмы – это женщины, которые практикуют Викку – религию, основанную на почитании природы.
Чтобы понять, как легко было преследовать «ведьм и колдунов» в юридическом и социальном плане, стоит обратиться к истокам инквизиции. Многие люди думают, что святейшая инквизиция была создана специально для устранения ведьм и искоренения поклонения дьяволу. Само слово вызывает в воображении образы дыбы, «железной девы» и всевозможных других странных и извращенных орудий пытки.
Malleus Maleficarum («Молот ведьм») – демонологический трактат, впервые опубликованный в 1486 году. Возможно, это одна из самых печально известных книг, когда-либо написанных, прославившаяся в основном благодаря своей роли в охоте на ведьм и деятельности инквизиции во времена Средневековья. «Молот ведьм» служил для инквизиторов практическим руководством по распознаванию ведьм и ведению следствия.
Об охоте на ведьм, развернувшейся в XVI-XVII столетиях, известно многое. В архивах ряда стран до сих пор сохранились документы тех мрачных времен. Записи о процессах над ведьмами хранятся, скажем, в Национальном историческом музее в Мадриде. Ими и по сегодняшний день пользуются ученые-историки, исследующие феномен ведьмовства. Их независимое и бесстрастное заключение сводится, главным образом, к осуждению политики Римской католической церкви. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что массовые преследования ведьм были чудовищной ошибкой, но так ли это на самом деле?
Маниакальная охота на ведьм, распространившаяся по северной Европе в 16-м и 17-м веках, стала результатом смеси естественных суеверий и религиозного рвения с политическими мотивами и страхами. Крестьяне, равно как и дворяне, искали сверхъестественные причины возникновения штормов и болезней, но одновременно считали суд способом зацепиться за должность или богатство, уничтожая своих соперников. Осужденные ведьмы и колдуны обвинялись в ужасающих преступлениях, таких как совокупление с дьяволом и убийство младенцев. Нервозная атмосфера, царящая в то время в Европе, привела к тому, что осуждали обвиняемых чаще, чем оправдывали.
Ораторское искусство сильно настолько, насколько силен оратор. Вот почему любые косвенные свидетельства были так эффективны во время салемских судов над ведьмами 1692 года. На ум сразу приходят отвратительные и совершенно необоснованные судебные разбирательства, которые базировались в основном на суевериях, иррациональных страхах, подогреваемой пуританизмом массовой истерии и обмане. Их результатом стали 19 ошибочных казней. Каждая из «ведьм» была повешена, сожжена или утоплена по злой указке судьбы. Такими же варварскими и болезненными, как эти экзекуции, были и способы, с помощью которых этих обвиняемых «ведьм» испытывали, в конце концов, «доказав» их виновность. (В действительности, большинство из «виновных» просто страдали той или иной формой умственного расстройства, которые медицинская наука в то время еще не определила).
В истории остались как типичные и несколько рутинные, так и поражающие своей жестокостью и полной иррациональностью ведовские процессы. Как получалось, что тысячи людей по всей Европе, независимо друг от друга сознавались в самых невероятных преступлениях? Кого могли обвинить в колдовстве, и когда закончились преследования ведьм?
Ведовские процессы в Новом свете проходили в XVII веке. Это были знаменитые суды в городе Салеме. Но в двадцатом столетии, в послевоенное время, охота на ведьм в США повторилась с характерной для средневековья иррациональностью и жестокостью. Поиски «внутреннего врага» обрушились на сторонников левой идеи.
|