Об охоте на ведьм, развернувшейся в XVI-XVII столетиях, известно многое. В архивах ряда стран до сих пор сохранились документы тех мрачных времен. Записи о процессах над ведьмами хранятся, скажем, в Национальном историческом музее в Мадриде. Ими и по сегодняшний день пользуются ученые-историки, исследующие феномен ведьмовства. Их независимое и бесстрастное заключение сводится, главным образом, к осуждению политики Римской католической церкви. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что массовые преследования ведьм были чудовищной ошибкой, но так ли это на самом деле?
Совершенно справедливо утверждение о том, что среди членов Инквизиции были очень ответственные, разумные, честные и бескомпромиссные люди, которые, однако, не могли держать под контролем все, что совершали их коллеги или местные власти.
Обвинение в чародействе – не более чем выдумка
Церковь хорошо понимала, что такое явление как колдовство просто не существует. В 1935 году антрополог Эванс-Притчард писал: «Чародейство – не более, чем выдумка, потому что оно совершенно невозможно. Ведьма не может совершить то, в чем ее обвиняют, стало быть, ведьм не существует. С другой стороны, колдун, знахарь, прибегнув к волшебству, способен навлечь смерть своих соседей. Это – не убийство, это намеренное привлечение магии , несомненно, с целью вызвать смерть».
Одним из светлых пятен в этом мраке охоты на ведьм, начавшейся в прекрасной баскской провинции Испании, стал епископ города Памплоны, влиятельный церковный деятель Антонио Венегас де Фигероа.
Его исследования привели его к выводу о том, что охота на ведьм практически всецело основывалась на обмане и самообмане. Свои выводы он изложил в письме к Инквизиции, датированном мартом 1610 года. Допросив множество людей, епископ пришел к выводу, что в народе не было ни малейшего представления о колдовстве и черной магии до тех пор, пока не начались так называемые суды над ведьмами.
Многие жители этой провинции присутствовали на казнях ведьм во Франции, и принесли знание об этом явлении именно оттуда. До этого никто не знал ни о существовании ведьмовских кланов, ни о чернокнижии как таковом. Епископ узнал, что, прежде всего, в число подозреваемых в ведьмовстве попадали люди необразованные, одинокие и выпадающие из общепринятого представления о норме той общины, в которой жили. Именно им стали приписывать принадлежность к некоему тайному союзу, в котором все общественные добродетели предстают в извращенном виде.
Инквизитор Алонсо де Салазар Фриас, один из богословов и основателей Инквизиции, которому было поручено исследовать поветрие колдовства , писал в 1612 году: «Ни ведьм, ни людей, ими околдованных, не существовало до тех пор, пока об этом не стали говорить и писать».
Почему церковь развязала один из самых страшных холокостов в истории человечества?
В церковной истории упоминается епископ Салазар и его тайные доклады о ведьмовстве, обнаруженные американским историком Генри Чарльзом Ли, который использовал эти средневековые записи в своей нашумевшей книге «Инквизиция в Испании».
Вопрос ставится следующим образом: для чего церкви понадобился весь этот бессмысленный и жестокий фарс, длившийся на протяжении XVI, XVII и захвативший даже часть XVIII столетия, если отцы церкви прекрасно понимали, что ни ведьм, ни колдунов, ни шабашей не существует? Испанское слово «aquelarre», означающее «шабаш», происходит от баскских akelarre, akela-arre, Akela (жрица, ведьма) и arremankor (сборище): «сборище ведьм».
Английское «witch» имеет также баскские корни, оно происходит от глагола itxuraldatu («преображаться, изменять облик»). Считалось, что ведьма способна изменять облик, по крайней мере, во время допросов многие «ведьмы» признавались, что способны делать это, а проверить, увы, никто не догадался.
Существует огромная разница между «ведьмовством», порожденным простым недоверием между людьми, и «ведьмоманией» - верованием в существование ведьм и «демонического ведьмовства», бытующим среди простого люда и образованных слоев.
Об этом втором виде проповедовали фанатичные францисканцы-зилоты, в подробностях рассказывающие с церковных кафедр абсолютно вымышленные истории. Можно смело утверждать, что ведьмы как клан являлись продуктом лживой церковной пропаганды.