Доминиканцы
Доминик был кастильским священником аристократического происхождения, который прославился прежде всего своей проповедью против христиан-катаров. Задача искоренения христиан-альбигойцев была возложена на монахов-цистерианцев, однако они с ней не справились.
Духовенство катаров отличалось особым аскетизмом и самоуничижением. Доминик решил, что его проповедникам надлежит составить духовный орден, в который войдут самые образованные из цистерианцев, способные оказать противодействие богословам-катарам, и проповедь их должна быть пламенной и убедительной.
С момента создания орден доминиканцев включал в себя весьма ученых членов, которые направили свои усилия на укрепление пасторских миссий. В 1215 году папа Иннокентий III выдал Доминику разрешение на учреждение института проповедников, цель которых – обратить гностиков-альбигойцев южной Франции, «еретиков» в «правильное» христианство.
Римская церковь одобрила учреждение этого монашеского ордена, определила задачу и подготовила доминиканцев к борьбе с этими верными христианами.
На деле же оказалось, что члены Ордена стали бороться с «ведьмами», что весьма странно, поскольку искоренение «ересей» представлялось на тот момент главной задачей всех церковных организаций.
Можно ли это объяснить тем, что церковь уже тогда стала готовиться к охоте на ведьм? По всей вероятности, Доминик возглавил уже созданный духовный орден, и когда в 1231 году была учреждена Священная Инквизиция, именно доминиканцам поручили дело выявления и наказания еретиков. Они создали богословские школы при университетах Парижа, Болоньи, Оксфорда и Кельна, в которых взращивали собственные кадры – высокообразованные и безгранично фанатичные.
Влияние доминиканцев на судей Инквизиции
В горных районах оставалась масса людей, сохранивших свою жреческую религию и древние верования. Инквизиция и доминиканцы сосредоточили свою деятельность в Альпах на севере Италии. Речь идет о лигурийских территориях, именно отсюда вышли говорящие на баскском языке выдающиеся грамматики, ставшие в руках доминиканцев главным инструментом в деле создания большинства европейских языков.
Чтобы искоренить остатки древних верований, папа Иннокентий IV в 1252 году выдает официальное разрешение на применение пыток. Монахам было вменено в обязанность добиваться признательных показаний в ереси, колдовстве и ведьмовстве. Охота на ведьм в Альпах и в южной части Германии повлекла за собой смерть гораздо большего количества людей, нежели в других местах региона.
Орден доминиканских нищенствующих братьев взял на себя работу по сбору древних искусств и знаний, в особенности среди людей, верящих в магию . И когда пришло время открыть охоту на ведьм , они употребили эти знания, чтобы составить «Malleus Maleficarum», «Молот ведьм», книгу, в которой изложены способы выявления и борьбы с «ведьмами». Доминиканцы наставляли судей Инквизиции и писали циркуляры, оправдывающие жестокость и казни, пренебрегая одной из главных заповедей «Не убий».
Главным источником ведьмовства они считали дохристианские жреческие верования, однако такие явления как «ведьмовство» и «шабаши ведьм» были сфабрикованы самой Римской церковью с целью уничтожить остатки приверженцев этих древних верований и ликвидировать язык, на котором эти приверженцы все еще говорили. Это должно было ознаменовать окончательное очищение Европы от еретической скверны.
И им это удалось повсеместно, за исключением Эускади, земли басков, где на этом древнем языке говорят и по сегодняшний день.