Если и существует связующая нить между известными судебными процессами, о которых речь пойдет далее, то этой нитью станет мотив несправедливости и предубежденности. Ни один из обвиняемых (кроме Карла I, возможно), будь то мужчина или женщина не заслуживал смерти, тюремного заключения и бесчестья, которое обрушили на них их обвинители. Утешением может послужить лишь то, что жестокость одних уравновешивается добротой и щедростью других. Эйзенштейн в защиту философа Бертрана Рассела как-то написал: «Великие умы всегда сталкиваются с яростным сопротивлением со стороны умов посредственных». По словам Кристофера Хитчинса, в вечном противостоянии с посредственностью, ведомой циниками и коррупционерами, героизм разбивает себе сердце, а идеализм - ломает хребет. Изучая историю, в частности историю громких судебных процессов, в качестве яркого примера несправедливости, каждый из нас в силах повлиять на баланс этих сил в нашем обществе.
10. Салемский процесс
Судебный процесс ХVII века по делу массачусетских ведьм , бесчестным апогеем которого стали разбирательства в городе Салеме, до сих пор остается одним из наиболее вопиющих случаев массовой истерии в истории. На первый взгляд дурная слава судебного процесса в Салеме выглядит несколько неоправданной: среди почти тех десяти тысяч человек преданных огню за колдовство в средние века, всего лишь девятнадцать проживали в Салеме (пятеро умерли в заключении, не дождавшись казни). Возможно, в мировую историю судебного дела Салемский процесс не в последнюю очередь вошел благодаря приличному объему сопровождающей суд документации. От чтения тех записей, таких как, например, описания случая пожилого фермера Жиля Кори, у любого бы волосы встали дыбом.
Атмосферу в Салеме назвать здоровой было бы сложно. Непрекращающиеся семейные распри, вражда из-за собственности и владений, а также постоянные стычки с индейцами привели жителей городка в состояние близкое к всеобщему помешательству. Чтобы безумие вырвалось на волю, достаточно было малейшей провокации, которая не заставила себя долго ждать. Началось все с того, что у двух местных девчушек, Бэтти Пэррис и Эбигайль Вильямс, обнаружились симптомы странной хвори, происхождение которой доктора установить не смогли. За отсутствием объяснений, было решено, что причиной загадочного недуга является не что иное, как колдовство. Вскоре были задержаны, обвинены в колдовстве и заключены в тюрьму бездомный попрошайка, раб и женщина, которая пропускала церковные службы. В защиту несчастных выступила уважаемая набожная горожанка по имени Марта Кори, и как следствие, ее саму тут же обвинили в колдовстве. Среди жителей городка ширились волнения и взаимные обвинения, и местные судебные органы обратились за советом к наиболее влиятельным церковным институтам Новой Англии. Церковнослужители посчитали, что судебные разбирательства, должны продолжаться, тем самым санкционировав множество дальнейших обвинений и казней. По их мнению, как ни прискорбно, жители Массачусетса будет продолжать страдать от злобных проявлений невидимого мира, если не попытаться пресечь этот процесс и не наказать виновных.
9. Альфред Дрейфус
«Страсть моей жизни – нести свет, нести во имя человечества, которое страдало безмерно и заслуживает счастья. Мой пламенный протест не что иное, как следование зову моего сердца» - так говорил Эмиль Золя в 1898 году.
Альфред Дрейфус, еврей по происхождению, капитан французской артиллерии в 1894 году был арестован по обвинению в передаче секретной информации немецким властям. В следующем году военный трибунал обвинил его в государственной измене и приговорил к пожизненному заключению. На этом эта история могул бы и закончиться: такие вещи постоянно происходят в этом мире, и через год дело практически было закрыто. Но в 1869 году новый шеф военной разведки обнаружил улики, свидетельствующие, что другой офицер, Майор Естергази, мог быть причастен к факту государственной измены. По всей вероятности, Дрейфус был невиновен. Человека, обнаружившего доказательства невиновности Дрейфуса в срочном порядке откомандировали в Тунис. В целях сохранения собственной репутации военные власти, решили не предавать эту историю огласке.
Но, несмотря на все усилия, подробности этой истории неумолимо распространялись по всему Парижу, что и вызвало вполне объяснимый общественный резонанс. Когда история с сокрытием улик попала в средства массовой информации, разразился настоящий скандал, расколовший Францию конца века на два полярных лагеря, скандал, который стал наиболее широко обсуждаемым политическим событием того времени. Мир интеллигенции разделился на тех, кто считал Дрейфуса изменником и тех, кто был убежден в его полной невиновности. Среди последних был и известный французский писатель Эмиль Золя, в 1898 году опубликовавший свое бессмертное творение «Я обвиняю». В своем открытом письма президенту Французской Республики, Золя, возмущаясь и негодуя, требует «правды и справедливости» для Дрейфуса. Кстати, это письмо послужило бы неплохим обучающим пособием для амбициозных и честолюбивых журналистов. Поверхностный и неубедительный судебный процесс, а также последующее за ним сокрытие улик Золя называет самым вопиющим вероломством и беззаконием века, а также неприкрытым проявлением антисемитизма, довольно распространённого во Франции того времени. Перефразируя абсурдные обвинения военного суда Золя писал, что даже в том что Дрейфус знает несколько иностранных языков было усмотрено преступление, а также в том, что в его доме не нашлось компрометирующих бумаг, а еще преступлением является то, что Дрейфус бывал на своей исторической родине. Его любознательность и трудолюбие – тоже преступление; он спокоен – преступление; он невозмутим – преступление.
Золя совместно с группой либерально настроенных общественных деятелей потребовали повторного суда над Дрейфусом. Французские власти не пошли на этот шаг. Вскоре Золя обвинили в уголовно наказуемой клевете и, чтобы избежать заключения, ему пришлось уехать в Англию. Для Золя позиция общества была ясна, с одной стороны, считал он, существуют вредители и преступники, не желающие света и правды, а с другой стороны, в обществе нет самоотверженных борцов за правду, готовых пожертвовать жизнью во имя справедливости. Однако старания этих людей оказались ненапрасны. Как и предсказывал Золя, в 1902 году Дрейфу был помилован, а четырьмя годами позже реабилитирован и освобожден, после чего продолжил служить Франции во время Первой мировой войны .
8. Мартин Лютер
«Для меня лучше умереть тысячу раз, чем взять назад хотя бы одно слово и осужденных ими статей. И как меня они отлучают от церкви за ересь и богохульство, так и я отлучаю их во имя святой Божьей правды. Только Бог судья тем, кого отлучили» - сказал Мартин Лютер.
Именно с суда над немецким священником Мартином Лютером начался процесс великой Реформации протестантизма. Реформация вылилась в полный драматизма процесс раскола католической церкви, последствиями которого стали религиозные войны, народные волнения по всей Европе, а также начало раздела Европы и формирование современных европейских государств. Целью Лютера была вовсе не революция: изначально он, как и многие другие, обнаружил, что благоговение перед богом неправильно истолковывается доктринами католической церкви, Лютер искренне надеялся открыть людям глаза на таинство покаяния.
В 1516 году Лютер начал проповедовать против того, что он считал самым гнусным в политике Католической Церкви. В частности, жестокому осуждению он подверг распространённую на тот момент практику продажи индульгенций, которые в равное степени, как для верующих, так и для безбожников, выступали в качестве средства попасть на небеса, которое можно купить за деньги.
С целью дальнейшего обсуждения на дверях Виттенбергкого собора он вывесил список своих предложений, состоящих из девяноста пяти пунктов. Говорят, что узнав о «95 тезисах» Лютера, папа Лев Х назвал его «пьяным немцем, который изменит свое мнение, как только протрезвеет». Но трезвость здесь была не причем, свои убеждения Лютер менять не собирался. В 1518 году Лютера обвинили в ереси, а в 1521 он предстал перед судом г. Ворма. На предложения отречься от своих еретических высказываний, он ответил решительным отказом, произнеся свою известную фразу «Я в этом твердо убежден. По-другому думать я не могу. Да поможет мне Бог. Аминь». По вердикту Вормского суда Мартин Лютер был признан виновным в распространении ереси, а все его книги подлежало сжечь на костре. Таким образом, он должен был понять и осознать, что те, кто дали ему в свое время приют, могут и покарать его. Лютеру удалось укрыться в замке своего покровителя Фридриха Мудрого и прожить остаток своих дней на свободе.