С первых десятилетий 15 века вплоть до 1650 года на территории контитентальной Европы было казнено от 200 до 500 тысяч ведьм и колдунов (по самым скромным подсчетам), более 85% из них составляли женщины. Люди того времени действительно верили в колдовство и злых духов. Более того, даже самые просвещенные умы более позднего времени – Ньютон, Бэкон, Бойль, Локк и Гоббс – твердо верили в то, что злые духи и ведьмы действительно существуют.
Десятки тысяч судов над ведьмами продолжались в Европе в то время, когда Леонардо рисовал, Палестрина писал музыку, а Шекспир сочинял.
Колдовство и ведьмы существовали на протяжении всей истории человечества, хотя в совершенно ином контексте, нежели тот, в котором их воспринимали в средние века. В Ветхом Завете тема колдовства практически не освещена, если не считать краткого упоминания о встрече царя Саула с ведьмой из Эндора, и последующем законе «Ворожеи не оставляй в живых». Остальные рассказы о ведьмах в Библии удивительно нейтральны.
Представления о магии
В Древней Греции и Риме магия использовалась, чтобы вызывать дождь, предотвращать град и бури, отгонять облака, повышать урожаи или лечить больных. Ее также использовали против врагов, чтобы навлечь на них всевозможные напасти и несчастья.
Эти представления о магии были широко распространены в древнем мире, который находился под влиянием учения Пифагора и его последователей-друидов из Северной Европы. «Белая магия» приветствовалась и почиталась, в то время как «черную магию» осуждали и преследовали. Более того, «белых магов» даже поддерживало государство, обращаясь к ним за помощью.
Но причисление мага к «белым» или «черным» было субъективным. Наверное, именно поэтому англичане осудили Жанну д'Арк за «колдовство» и сожгли на костре как ведьму, а французы чтили ее как святую и впоследствии канонизировали.
Религиозный мир Древней Греции и Рима: мир, полный сверхъестественного, не делился на черное и белое, добро и зло. Он был полон оттенков и полутонов, как и человеческое общество. В этом мире магия была просто попыткой использовать возможности Невидимого, в то время как религия служила для почитания природы и ее представителей. Таким образом, молитвы могли чередоваться с заклинаниями, и никто не усматривал в этом ереси.
Ведьмой или колдуном считали того, кто обладал знаниями и умениями, которые можно было использовать, чтобы подчинить невидимые глазу сверхъестественные силы и обратить их во благо (или во вред) себе или другим. Тот есть, ведьма могла «управлять» силами природы.
Тут очень важно обратить внимание на две вещи:
- колдовство считалось ремеслом, то есть было своеобразной технологией;
- между «белой» и «черной» магией были различия, и иногда только контекст ситуации определял, в какой категории относятся действия колдуньи или колдуна.
Взгляды Церкви на колдовство
После распада Великой Римской империи и распространения христианства многие миссионеры, узнав о том, что у язычников был собственный пантеон местных божеств и система верований, часто пытались обратить их в христианство самым простым способом – канонизируя местных богов, чтобы коренное население могло продолжать им поклоняться под эгидой христианства.
Так многие языческие боги стали «христианскими святыми» с придуманным житием. Языческие храмы были превращены в церкви, чтобы язычники приходили на знакомые места поклонения слушать мессу и молиться уже знакомым «святым».
Церковь поначалу мирилась с магическими практиками, поскольку считала, что со временем люди сами откажутся от них естественным образом (когда станут истинными христианами). Согласно официальной политики церкви, любая вера в колдовство была иллюзией.
В знаменитом, но таинственном Епископском каноне (Canon Episcopi, документ приблизительно 900 года н.э.), колдовство определяется как культ почитания дьявола и считается глупым предрассудком. Происхождение этого документа до сих пор не установлено, но некоторые ученые связывают с Анкирским собором, поместным собором христианской церкви, состоявшемся в 314 году в городе Анкира (современная Анкара).
В дальнейшем Епископский канон был принят в качестве официальной политики. Это говорит нам о том, что некоторые люди, поклоняющиеся языческой богине Диане, имели некий опыт и навыки, которые были объявлены «дьявольскими заблуждениями». Так богиню Диану подменили обманщиком-Сатаной. Интересно сравнить описание того, чем занимались эти древние ведьмы , с деятельностью древних шаманов Сибири. Таким образом, религия палеолита и ее шаманское воплощение пережили не одно тысячелетие.
В любом случае в течение более шести веков официальная позиция Церкви по отношению к ведьмам была следующей: колдовство считали иллюзией или заблуждением, или плодом воображения, а тот, кто был «настолько скудоумен и глуп», чтобы верить в эти фантастические рассказы, был отступником, лишенным веры.
Это очень важно, так как для того, чтобы преследовать ведьм, нужно было считать их реальными врагами и верить в то, что они действительно существуют.
Как появлялись «ведьмы»
Принимая во внимание, что Черная смерть и многочисленные войны того времени унесли жизни большей части мужского населения Европы, можно предположить, что незамужних или овдовевших женщин, которые после смерти мужей и других родственников унаследовали земли и деньги, стало больше. То есть женщины становились независимыми, и, безусловно, те из них, кто был наделен «даром» имели больше шансов пережить природные катаклизмы, чем все остальные.
Самой известной «ведьмой» в истории остается французская национальная героиня Жанна д'Арк, которую судили, приговорили к смерти и сожгли на костре в 1431 году. Суд над ней имел очевидную политическую подоплеку, но, как ни странно, жертвой политических интриг, которые разрешались подобным образом, стала не одна Жанна. Гонения на ведьм стали для инквизиции еще одним способом свести счеты с инакомыслящими и как, например, в Испании, где массово уничтожались евреи, устранить богатых и влиятельных людей. Точно таким же образом католическая Церковь искореняла «альбигойскую ересь» в XIII веке.