Инквизиция
Папа Григорий IX учредил папскую Инквизицию в 1231 году. Целью ее стало преследование и суд над еретиками – катарами и вальденсами. Средневековая Инквизиция действовала в северной части Италии и на юге Франции.
В 1478 году папа Сикст IV уполномочил испанскую Инквизицию на борьбу с вероотступниками, иудеями и мусульманами, а также с ересью иллюминатов. Инквизиция столь рьяно взялась за дело, что Сикст IV попытался вмешаться, однако испанская корона заставила папу отказаться от этих попыток.
В 1483 году он назначил Великих Инквизиторов Кастильи, через несколько месяцев – Арагона, Валенсии и Каталонии. Первым из них стал Тома де Торквемада. Само название «Инквизиция» означает следующее: «Спокойно и с предельным терпением исследовать злодеяния».
Человек, которому было поручено организовать Инквизицию в Испании, был доминиканец Тома де Торквемада, образчик рвения в борьбе с «ведьмовством». Его имя можно расшифровать так: «Дух веры сделал меня неистовым; убийца должен быть поражен, а лживая блудница – осуждена».
Это, разумеется, прежде всего относилось к жрицам, участвующим в ритуале Священного брака древнего бога Таммуза и Верховной Жрицы, который проводился 1 мая, а также к тем, кто в ночь с 31 октября на 1 ноября праздновал День Всех Святых.
Следует отметить, что в северо-западной Европе остались следы этого празднества, а смерть Таммуза и по сей день празднуется во многих церквах как Страстная Пятница: в этот день женщины, облаченные в траурные одежды, приходят в церковь оплакать Таммуза (Иез. 8:14).
Это чрезвычано древная традиция, которую не удалось искоренить Римской церкви, поэтому было решено внести эту дату в церковный календарь.
«Молот ведьм»
Доминиканские монахи Генрих Крамер и Якоб Шпренгер, собравшие множество сказок и таинственных историй о магах, написали этот древний трактат по демонологии , в котором изложены способы распознания «ведьм», устанавливаются типы ведьмовских злодейств, а также формальные правила возбуждения судебного иска против «ведьмы». Этот трактат получил жуткое название «Молот ведьм».
Он был опубликован в 1487 году, а двумя годами ранее авторы вытребовали у папы Иннокентия VIII особую буллу, дающую им полномочия продолжать охоту на ведьм в альпийских регионах. 5 декабря 1484 года булла была выдана, и доминиканцы могли теперь утверждать о полном одобрении их трактата самим папой.
Если попытаться расшифровать имена монахов-авторов, можно получить свидетельства их безудержного фанатизма:
Генрих Крамер: «Для участия в шабаше у входа в грот, они меняют свое обличье. Сожги ведьму , и наваждение исчезнет».
Якоб Шпренгер: «Чтобы уничтожить эту греховность, приговори ее к публичному сожжению».
Всякий, кто испытывал недовольство или имел малейшее подозрение, включая даже маленьких детей, мог обвинить любого человека в ведьмовстве, и эти обвинения должны были восприниматься со всей серьезностью; всякий, кто хотел завладеть чужим имуществом или увести чужую жену, мог обвинить другого в чародействе; всякая одинокая женщина, всякая пожилая вдова, всякий человек, имеющий какое-нибудь увечье, физические или психические отклонения, мог попасть под подозрение.
С особым рвением стали следить за женщинами – травницами, повитухами, вдовами и старыми девами. Особое подозрение вызывали женщины одинокие, не имеющие мужа, который мог бы за ними «надзирать».
По оценкам профессора археологии Калифорнийского университета Марии Гимбутас, во время охоты на ведьм были сожжены и повешены около 9 миллионов человек, преимущественно женщины.
На протяжении почти 250 лет «Молот ведьм» был настольной книгой охотников на ведьм, но находились инквизиторы, у которых эта книга вызывала дурные предчувствия. В письме, датированном 27 ноября 1538 года, Салазар советует инквизиторам не брать на веру все, что изложено в Malleus Maleficarum , даже если авторы ее утверждают, что были очевидцами или глубоко исследовали то, о чем они пишут.