Инквизиция и охота на ведьм в разных странах средневековой Европы
Распространены представления о том, что инквизиция и охота на ведьм зажгли тысячи костров по всей Европе. Однако, количество жертв часто преувеличивают, а суды против ведовства путают с делами еретиков. И сами ведовские процессы далеко не во всех странах заводились с подачи церкви, и инициаторами преследования ведьм часто становились не инквизиторы, а светские власти.
Переменчивость нравов святой инквизиции
В латинском языке «incuisitio» означает «следствие» или «дознание». Папская инквизиция появилась в XIII веке по инициативе Григория IX и должна была активно выявлять и наказывать еретиков, которые отступали от догматов католической церкви. Хотя изначально, целями создания святой инквизиции была борьба с «ересью», со временем первым врагом для блюстителей церковного порядка стало ведовство. Уже в XIV веке преследования обрушились на мифическое сообщество ведьм и колдунов, которые по наитию дьявольских сил отрекались от господа и причиняли вред праведному миру.
Изначально в христианстве вера в ведьм и колдунов считалась предубеждением. Но время диктовало новые условия: многочисленные эпидемии , распространение знаний об учениях, в которых равноценно существует не только «град божий», но и мир дьявола (как, например, в секте катаров или манихействе), развитие товарно-денежных отношений и их конфликт с традиционными христианскими ценностями питали веру людей в существование влиятельных потусторонних сил. Эти силы при помощи демонов якобы добывали блага, недоступные для других людей или причиняли вред своим соседям.
Инквизиция и ведовство во Франции
Уже в 1320 году папа римский разрешил церкви официальное преследование ведовства. Во Франции инквизиторами становились монахи францисканского, доминиканского и августинского орденов. Показания у обвиняемых они выбивали под жесточайшими пытками. Подсудимых пытали на дыбе, или искали на них «отметины дьявола» (места, которые не чувствуют боль). Одну женщину инквизиторы посадили на три минуты на раскаленное железо, после чего она призналась во всех вменяемых ей преступлениях.
Самым известным процессом против ведьм во Франции стал политический по своей сущности суд над Жанной д’Арк. Однако, и помимо него существовало множество громких дел. В середине XV века инквизиторы сожгли пять стариков в Аррасе, причем, список жертв мог бы быть больше, если бы не вмешательство парижского парламента. В XVI веке такие процессы все чаще становились прерогативой светских судов, особенно после того, как король Франции издал эдикт, который предусматривал конфискацию имущества осужденных. Однако, и на протяжении всего XIV века, и в Новое время церковь во Франции сохраняла контроль над охотой на ведьм.
Испанская инквизиция и процессы против ведьм в других странах Европы
В Испании широко обсуждалась проблема ересей, и тщательно прорабатывался процесс принятия решений о том, являются ли обвиняемые еретиками. Инквизиторам предписывалось внимательно проверять виновность подсудимых. Хотя это не спасало их от буйства отдельных личностей, например, таких ярых инквизиторов как Томас де Торквемада, который, по некоторым данным, сжег около десяти тысяч еретиков, многие из которых обвинялись в чародействе, гаданиях и связи с дьяволом.
В испанском королевстве проявились как «низшие» формы борьбы с ведовством, связанные с поощрением церковью доносов среди мирян, так и «просвещенные» судебные преследования. Например, преподавание астрологии в Саламанкском университете уже в XVII веке было расценено как ведовская ересь из-за близости данной науки к гаданиям и предсказаниям. Однако, в целом, историками принято считать, что в Испании инквизиция не была настолько жесткой в отношении мнимого ведовства, как, например, во Франции. Счет сожженных в этой стране ведьм шел на десятки, а не на сотни.
В Финляндии в конце XVI века синод официально передал все ведовские дела в ведение светского суда, а в качестве наказания от себя предлагал лишь отлучение от церкви. В других скандинавских странах ситуация была похожей. В Англии также не существовало единой инквизиции, которая бы организованно преследовала ведьм, поэтому законы против колдовства здесь прописывались в статутах королей, а все дела расследовали светские суды. В Германии ведовские процессы велись в разных землях по-разному; с распространением движения Игнатия Лойолы их часто вели иезуиты. Но особенное хождение в районе Рейна ведовские процессы получили после выхода буллы Иннокентия VIII в конце XV века и публикации демонологического трактата «Молот ведьм», в котором подробно описывалось, как распознать ведьму и почему к ней нужно применять особое наказание.
Жарчинская Ксения