Второй крестовый поход 1147-1149 годов имел с первым крестовым походом как общие, так и различные черты. К различиям необходимо, прежде всего, отнести как причины, так и итоги похода, общие же черты проявились отчасти в характере самого движения, отчасти в некоторых его особенностях, имевших как к Святой земле, так и к мусульманам самое посредственное отношение.
Вынужденный поход
Если первый крестовый поход 1096-1099 годов был вызван комплексом причин, среди которых основную роль играл всё-таки идеологический фактор - освобождение христианских святынь от власти иноверцев и защита христианских паломников, то второй поход был вызван соображениями скорее военно-политическими. Собственно, второй крестовый поход был вынужденной мерой и был, в отличие от первого, оборонительной операцией. Дело в том, что за почти полвека, прошедших с момента окончания первого крестового похода и основания на Ближнем Востоке нескольких государств крестоносцев положение христианских сил в этом регионе серьёзно ухудшилось. Государства крестоносцев начали конфликтовать как с Византийской империей, так и между собой, стремясь обеспечить своё влияние. В результате эти государства ослабли и стали терпеть поражения в борьбе с решившими взять реванш мусульманскими государствами. В 1144 году пало одно из сильнейших государств крестоносцев, Эдесское княжество.
Это стало сигналом для Европы - завоевания первого крестового похода нужно спасать. Безоговорочным духовным вдохновителем идеи второго крестового похода стал самый авторитетный религиозный деятель того времени Бернард Клервосский, впоследствии канонизированный. Под его влиянием папа римский Евгений III и король Франции Людовик VII начали подготовку крестового похода, целью которого было отвоевать у мусульман Эдесское княжество. К походу присоединился немецкий король Конрад III. Однако поход, длившийся с 1147 по 1149 годы, окончился провалом - французская и немецкая часть войска рассорились друг с другом и из-за этого, по сути, воевали поодиночке, потерпев в итоге поражения от мусульман и вынужденные бесславно отступить.
Еврейский вопрос
В ходе второго крестового похода получила продолжение и развитие тенденция, ярко обозначившаяся ещё во время первого крестового похода - еврейские погромы в городах Европы. Большинство историков сходится во мнении, что начало «традиции» еврейских погромов было положено именно эпохой крестовых походов. До конца XI века антисемитизм в Европе, безусловно, присутствовал, однако он был, во-первых, не явным, во-вторых, не принимал организованных насильственных форм. Начавшийся в 1096 году первый крестовый поход ознаменовался большим числом еврейских погромов на всём протяжении следования войск крестоносцев на Ближний Восток. Причём громили евреев и насильственно заставляли их креститься в католичество как рыцарские войска, так и крестоносцы-простолюдины. При этом наблюдался интересный момент: тогда как народные проповедники призывали расправиться с иудеями, которых представляли такими же врагами христианской веры, какими были и захватившие Святую землю мусульмане, иерархи церкви в основном старались оградить евреев от насилия.
Такая же тенденция наблюдалась и во время второго крестового похода. Правда, на этот раз церковь и гражданские власти, наученные горьким опытом первого похода (тогда многие еврейские общины в европейских городах были просто уничтожены или понесли большие человеческие потери, не говоря о материальных убытках), подготовились лучше. Этому способствовали также и огромные деньги, которые многие еврейские общины выплатили властям за защиту. Так что еврейских погромов в ходе следования крестоносцев на Востоке на этот раз была меньше, и они были не столь кровопролитными. Однако призывы к расправе над иудеями (под лозунгом: «Враги веры Христовой живут среди нас - чтобы её защитить не нужно идти в Святую землю и воевать с сарацинами, достаточно уничтожить иудеев») громко звучали и во время второго похода. Особенно преуспел в этом некий монах Рудольф, член монашеского ордена цистерцианцев, который, согласно хроникам, спровоцировал самые крупные еврейские погромы на территории Германии.
Возникавший в ходе крестовых походов «еврейский вопрос» даже породил среди исследователей версию, согласно которой истинной причиной первых крестовых походов было вовсе не стремление защитить Святую землю. Их якобы спровоцировали европейские финансисты, ростовщики (прежде всего итальянские), которые стремились избавиться от еврейских ростовщиков, самых опасных своих конкурентов. Если рассматривать эту версию, большинство историков, впрочем, не разделяемую, то нужно признать, что эта задача была достигнута - евреи действительно несколько столетий не могли добиться серьёзного положения в европейской финансовой системе.
Александр Бабицкий