Четвёртый крестовый поход – историческая интрига

четвёртый крестовый походКаждый крестовый поход уникален. Но четвёртый крестовый поход, состоявшийся в 1202-1204 годах, всё-таки стоит признать особенно интересным. Так как, в самом деле, когда целью похода объявляется, как и в случаях с предыдущими крестовыми походами, отвоевание Святой земли от иноверцев и защита расположенных там христианских святынь и поклоняющихся им паломников, а в итоге захватывается и грабится столица крупнейшей христианской империи, это заслуживает немало интереса…

А собирались ли вообще крестоносцы в Святую землю?

Как известно, Третий Крестовый поход, собравший под своими знамёнами самых могущественных королей Европы, окончился провалом - крестоносцы не только не победили Салах-ад-Дина и не захватили Иерусалим, но и понесли огромные потери. Однако возвращение Святой земли в руки христиан продолжало оставаться вопросом престижа для христиан и в начале XIII века папа римский Иннокентий III призвал к началу нового, четвёртого, крестового похода. На этот раз он должен был осуществляться силами в основном французских рыцарей, которые должны были прибыть в Венецию и силами местного флота переправиться в Египет, откуда уже наступать на Палестину. Но с самого начала всё пошло не по плану. Когда в 1202 году французские крестоносцы прибыли в Венецию, выяснилось два обстоятельства: их было почти втрое меньше, чем планировалось (немногим более 10 тысяч человек) и у них не было денег, чтобы заплатить венецианскому флоту за доставку в Египет. Венецианцы быстро нашли выход из положения, предложив крестоносцам сделку: помощь им уничтожить своего конкурента, торговый порт Задар в Далмации (современная Хорватия).

 

Затем венецианцы предложили доставить войско крестового похода к Константинополю: там как раз свергли и заточили в темницу императора, союзника Венеции, и его нужно было вернуть на трон. Крестоносцы согласились, взяли столицу Византийской империи и вернули власть свергнутому императору. Но впоследствии он не смог заплатить то вознаграждение, о котором договорился его сын с крестоносцами, потом его и вовсе свергли восставшие горожане. Крестоносцы поняли, что им ничего не заплатят и в апреле 1204 года попросту захватили столицу империи и разграбили её, расхитив в том числе и церковные ценности христианских храмов. После этого на европейской территории Византийской империи лидеры крестоносцев основали Латинскую империю, просуществовавшую почти шестьдесят лет. До Святой земли крестоносцы так и не добрались…

«Не виноватые мы…»

четвёртый крестовый походИстория Четвёртого крестового похода до сих пор является дискуссионной исторической проблемой, подогревающей современные идеологические и отчасти религиозные разногласия. Ссылаясь на проверенные исторические источники, представители православных конфессий считают взятие Константинополя крестоносцами в 1204 году явным враждебным актом со стороны католического Запада. Современные защитники позиций Католической церкви, признавая факт разграбления участниками крестового похода христианского города, вместе с тем приводят определённые аргументы в пользу того, что само по себе это событие не было чем-то выдающимся для Средних веков, а явные преступления крестоносцев нельзя соотносить с Католической церковью. Вот эти аргументы:

  • агрессия крестоносцев против Константинополя частично оправдывается предшествовавшим событием 1182 года, известным как «Резня латинян», когда восставшие жители города убили несколько десятков тысяч проживавших в столице империи католиков. Таким образом, отчасти можно говорить о возмездии по понятиям справедливости того времени;
  • после разграбления города Задара папа римский Иннокентий III официально осудил это деяние крестоносцев и отлучил участников крестового похода от церкви. Таким образом, все последующие действия крестоносцев, в том числе и нападение на Константинополь, осуществлялись против воли Святого престола и не могут быть никак соотнесены с Католической церковью;
  • при этом нужно учитывать, что крестоносцы выполнили свою часть сделки с византийским императором, то есть вернули его на трон; он же, в свою очередь, свою часть договора не выполнил, пусть и по независящим от него причинам. Сторонники данной позиции тем самым говорят о том, что сам акт захвата города был в определённой степени оправданным;
  • наиболее тяжким преступлением захвативших город участников крестового похода современные католики считают разграбление христианских храмов. Что же касается всех остальных действий - убийств мирных жителей, актов насилия над женщинами, грабежи и уничтожение городских построек, - то они рассматриваются как обычные для ведения войны в Средние века;
  • папа римский Иннокентий III действительно приветствовал переход Константинополя и территории империи под власть католических правителей, увидев в этом волю Провидения. Но впоследствии, когда он из надёжных источников узнал о разграблении христианских храмов, Папа жёстко осудил эти действия.

Итак, логика позиции современных католиков по Четвёртому крестовому походу и захвату Константинополя такова: преступления против христианских храмов, совершённые крестоносцами, были совершены в нарушение воли Святого престола и без его ведома. Католическая церковь в лице её главы немедленно осудила эти действия. Что же касается остальных преступлений, то они прискорбны, но характерны для того времени.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,