История этого средневекового ордена вдохновила множество кинематографистов. Но среди подборки кино про тамплиеров трудно найти фильмы с высокой степенью исторической достоверности. Однако, мало кто из режиссеров ставит и такие цели. Неоднозначная и загадочная судьба храмовников неслучайно становится источником именно художественных, а не исторических смыслов.
Код да Винчи как пункт несогласия
Самое известное кино про тамплиеров – скандальный триллер Рона Ховарда «Код да Винчи». По сюжету этой картины, двое исследователей – криптолог и специалист в области символики – пытаются разгадать тайну зашифрованного послания, которое осталось после убийства сотрудника Лувра. В итоге после ряда неудачных попыток они выходят на одного из последователей тамплиеров, а затем начинают искать могилу Магдалины и выясняют, что имеют дело не просто с духовным орденом, а с организацией потомков Иисуса Христа, у которого были дети от его возлюбленной Марии.
Фильм Рона Ховарда практически сразу после выхода на экран подвергся осуждению. Из-за протестов мусульман картину запретили в ряде восточных стран: Иордании, Египте, Пакистане, Индии и даже Китае. Главная причина недовольств заключалась в том, что представление о возможности существования у Христа, или пророка Исы в исламе, детей, по мнению теологов, ставит под сомнение его божественную природу. Сама «ревизия» Святого писания также снискала множество критики, в том числе, там, где просмотр картины не был запрещен (например, в России или Европе).
Примечательно, что автор романа Дэн Браун, отмечал, что его текст – лишь художественный вымысел, он как литератор прибегал к ряду исторических сюжетов и не посягал при этом на пересмотр исторической версии личности Иисуса Христа. Но тяга к «разоблачению тайн» и «великим открытиям» сделала свое дело. И сама книга, и ее экранизация стали одними из наиболее востребованных конспирологических произведений. С реальным орденом тамплиеров ни роман, ни его киноверсия не имеют ничего общего. Хотя, и в исторических эпиках на тему жизни и деятельности этих средневековых рыцарей много вымысла и «разночтений».
Региональное кино о тамплиерах
В шведском фильме «Арн. Рыцарь-тамплиер» главного героя, скандинавского мальчика Арна Магнуссона отдают на служение господу. Его воспитывает рыцарь Ордена тамплиеров. Поэтому подросший юноша также становится храмовником. Картина основана на реальных исторических событиях – походах крестоносцев против войск Саладина. Но сам Арн Магнуссон является вымышленным персонажем, литературным творением Яна Гийу. Также считается, что во время битвы при Монжизаре, которая легла в канву сюжета, орден возглавлял не Арно де Торроха, а де Сент-Аман. Как говорят критики, много несоответствий в фильме возникает и в связи со шведской историей.
В 2011 году на мировые экраны вышел фильм «Железный рыцарь» об английском средневековом тамплиере Томасе Маршалле. Герой помогает баронам справиться с королем, который сначала подписывает «Великую хартию вольностей», а затем отказывается от своего решения. Слоган «И хлынет кровь» привлек на картину Джонатана Инглиша множество киноманов и, в целом, окупил довольно малобюджетный для подобных масштабов исторический фильм. Многие критики отмечали достоверность в антураже, которая без прикрас отражает суровость средневековья. Однако, создатели фильма добавили в него и романтики, столкнув в любовной линии обет целибата, который должны были давать все тамплиеры , с симпатиями бедного рыцаря к несчастливой в браке англичанке.
Кино про тамплиеров на грани фантастики
Известный фильм «Царство небесное» Ридли Скота снят как историческое кино, но события, которые легли в основу сюжета, были вольно изложены сценаристом. Многие факты из биографии и семейной жизни Балиана Ибелина оказались отличными от реальной истории. Его отец является вымышленным, а связи с мачехой возлюбленной героя Сибиллы наоборот не нашли отражения в фильме. Король Балдуин также исторически не являлся сторонником мира с мусульманами, а лишь иногда шел на вынужденные перемирия с Саладином. Да и сам Саладин вряд ли мог проявлять уважение к христианам и бережно поднимать распятие после взятия храма.
Тем не менее, «Царство небесное» - историческая картина, которая отталкивается от реальных событий эпохи крестовых походов в Средиземноморье. Однако, образы тамплиеров вдохновили не только создателей исторического кино, но и режиссеров приключенческого и фантастического жанра. В канадском сериале «Последний тамплиер» четыре рыцаря в плащах с крестом тамплиеров врываются на конях в зал музея Метрополитен в Нью-Йорке во время открытия выставки «Сокровища Ватикана» и похищают реликвию, которая должна принадлежать храмовникам. А в германской экранизации романа Вольфганга Хольбайна, телефильме «Наследие тамплиеров», главный герой оказывается в центре битвы добра со злом за обладание чашей Святого Грааля. Образ этого средневекового ордена ложится в основу сюжетов многих кинопроизведений, сериалов и даже компьютерных игр. С одной стороны, это несколько мифологизирует историю, но с другой – привлекает все больше заинтересованных к изучению средневековья.
Ксения Жарчинская