Слова «тибетский», «буддистский», «дзен», «гимнастика», «медитация» с некоторых пор в определённых кругах считаются едва ли не синонимом понятий «волшебный» и «сверхъестественный». Отчего-то стало вдруг само собой разумеющимся, что всё, что имеет тибетское происхождение и связано с какими-либо духовными практиками, древними или считающимися таковыми, обладает поразительной силой. Вот и появившийся недавно на просторах Интернета комплекс гимнастических упражнений с романтическим названием «Пять тибетских жемчужин» тут же получил едва ли не чудодейственный статус.
«Вдох глубокий, руки шире, не спешите, три-четыре…»
Если описывать вкратце суть этого дыхательно-гимнастического комплекса, набирающего популярность среди адептов всего «восточно-духовного», то она будет вполне адекватно передана знаменитой иронической песенкой Владимира Высоцкого «Утренняя гимнастика». Если же всё-таки серьёзно относиться к этим упражнениям, которые восторженные сторонники «тибетской премудрости» называют «Оком возрождения», то нужно рассмотреть описание пяти базовых ступеней.
Практикующие их «эксперты» особо подчёркивают, что выполнять данные упражнения следует предельно осторожно ввиду якобы их невероятной энергетической мощности.
Как известно, любая мощная сила при неправильном использовании и неверном направлении способна принести гораздо больше вреде, нежели пользы. При этом упражнение пяти тибетских жемчужин следует выполнять регулярно и в полном соответствии с подробными рекомендациями.
Первое упражнение призвано активизировать функционирование энергетических каналов человеческого организма, засоренных неправильным образом жизни. Для этого нужно стоять прямо с вытянутыми в стороны на уровне плеч руками и вращаться вокруг своей оси слева направо до тех пор, пока не появится ощущение головокружения. Обычно начинающие практиканты совершают не более трёх оборотов. Второе упражнение якобы позитивно влияет на состояние половой и пищеварительной систем, избавляет от хронической усталости, повышает выносливость, снимает проблемы с суставами. А всего-то и достаточно, что глубокого дыхания в сочетании с медленными опусканиями головы и подъёмом ног. Третье упражнение, если верить популяризаторам пяти тибетских жемчужин, является более продвинутой версией второго упражнения, то есть действуют благотворно на те же системы организма, но на более высоком уровне и более эффективно. Оно требует следующей позы: стать на колени и положить под ягодицы ладони, прижать на некоторое время подбородок к груди.
Затем совершить несколько ритмичных энергичных движений, опуская и поднимая голову и одновременно выгибая туловище, то выпячивая грудь, то выгибая спину. Совершить несколько подходов, разделённых короткими периодами отдыха. Четвёртое упражнение – сесть на пол, вытянуть ноги, раздвинутые примерно на ширину плеч. Ладони поместить на пол по бокам от корпуса, прижать подбородок к груди. Запрокинуть голову назад и вверх и приподняться всем туловищем, чтобы тело приняло горизонтальное положение и представляло собой максимально возможную прямую линию. Затем принять исходное положение, соблюдая особый режим дыхания. Пятое упражнение – принять упор лёжа прогнувшись и запрокидывать голову, после чего выгибаться вверх, чтобы тело было как будто сложенным пополам острым углом вверх. После этого, выполняя дыхательные упражнения, принять первоначальное положение. Именно эти упражнения, по заверениям энтузиастов, при постоянном и правильном использовании обладают поистине уникальным воздействием на физические характеристики организма и на его здоровье.
Сомнительное происхождение, сомнительное содержание
Впрочем, эти пять жемчужин тибетской гимнастики порождают немало скептических замечаний у тех, кто не с таким восторгом воспринимает всё, что имеет лейбл «сделано в Тибете». Прежде всего, возникают большие сомнения в том, что эта «древняя тибетская система оздоровления и омоложения» действительно является древней и тибетской. Дело в том, что ей свойственны все признаки современных имитаций неких древних тайных знаний, о которых долгое время никто не знал, а потом они вдруг выплыли наружу.
Впервые об этой системе миру поведал в 1980-х годах американский приверженец учений Нью-Эйдж Кристофер Килхем.
При этом он не смог предъявить конкретные источники, из которых почерпнул этот чудодейственный комплекс гимнастики. По его словам, в 1970-х годах он получил от одного знакомого очень редкую книгу некоего путешественника и исследователя по имени Питер Кэлдер. Книга эта датировалась 1939 годом и называлась «Древняя практика тибетских лам». В ней и были представлены эти пять упражнений, которые обозначались как древняя практик тибетских монахов в закрытых для внешнего мира монастырях в Гималаях. Но и Кэлдер, оказывается, не напрямую получил эти знания: по его заверениям, его обучил данным упражнениям некий отставной полковник колониальной британской армии, который, в свою очередь, каким-то образом узнал её у буддийских лам в секретном монастыре. То есть концов не отыскать, источники «древней» практики неизвестны и установить их невозможно.
С другой стороны, настораживает и содержание «Пяти тибетских жемчужин». Мало того, что в своих начальных стадиях комплекс мало чем отличается от обычной утренней зарядки, а в более продвинутых версиях – от гимнастической разминки или от некоторых видов йоги. Так ещё и утверждается, что эти упражнения являются начальным этапом обретения таких духовно-ментальных способностей, как осознанные сновидения , полное самоисцеление и даже получение неких сверхзнаний, недоступных обычному человеческому сознанию. То есть из сферы оздоровительной гимнастики мы переходим в область откровенной оккультной мистики.
Александр Бабицкий