Все поколения человечества хотели знать, можно ли изменить судьбу. Этим вопросом задавались даже те, кто не признавал само существование судьбы – для них изменение судьбы было синонимом жизни по своему выбору и разумению, представлением о том, что каждый является хозяином своей жизни. Для тех же, кто признавал судьбу реальной, эта проблема вставала в ряд главных дилемм наряду с вопросами о жизни и смерти, о смысле жизни, о существовании загробного мира. И как разные эпохи и цивилизации имели различные представления о судьбе, так и по поводу возможности и желательности её изменения у них были разные мнения.
Судьба есть судьба
В античном мировоззрении судьба была самой могущественной силой мироздания, превосходящей даже желания и возможности олимпийских богов. Согласно самому известному варианту древнегреческих представлений о судьбе, она была выражена в личностях трёх богинь мойр. Они и вырабатывали судьбу человека, представленную в виде нити. Первая богиня пряла нить, давая человеку жизнь, вторая отмеряла, определяя её продолжительность, а третья обрезала, назначая момент смерти. Но для эллинов судьба также представала и в образе неназываемого и неизвестного высшего божества, стоящего над всеми остальными богами.
Судьба была проявлением его воли – соответственно, это был абсолютный фатализм, человек никак не мог влиять на судьбу и изменить её, какие бы усилия и меры не пытался бы предпринять (вспомним сюжет трагедии Софокла «Царь Эдип»). Впоследствии в недрах западной философии судьба получила несколько определений. Её понимали в античном смысле как неотвратимый и заранее установленный порядок событий и вещей. Трактовали как стечение обстоятельств практически случайное – и в этом случае судьба вполне могла быть изменена.
Собственно, и судьбы как таковой не существовало, так как человек любым своим решением и поступком мог круто изменить направление жизни.
Также судьбу рассматривали как предназначение человека, желательное раскрытие его талантов и способностей. Тут уж каждый человек решал сам, реализовывать свой потенциал или нет и в этом плане был хозяином своей судьбы. Наконец, судьбу могли понимать как определённый жизненный путь, предназначенный человеку по праву рождения или других обстоятельств, в таком случае человек также мог совершить иной выбор.
Можно ли изменить судьбу: христианское понимание
Существует представление о христианах как о людях фаталистичных, считающих, что все события предопределены Богом, и не проявляющих никакой жизненной инициативы. Если ознакомиться с христианским богословием и философией, можно обнаружить, что это не так – христиане также интересуются, как повлиять на судьбу. Правда, при этом нужно помнить о христианском понимании судьбы.
Христианству чуждо отождествление судьбы со слепым роком, так что оно не согласуется с традиционным античным пониманием. Христиане отказываются считать себе беспомощными пешками на мировой шахматной доске, так как один из фундаментальных тезисов данного мировоззрения гласит, что спасение собственной души это личная ответственность каждого человека и результат его духовного развития и практической деятельности.
С другой стороны, в христианском богословии есть учение о предопределении. Однако предопределение не равно запрограмированности всех событий в глобальном масштабе и на уровне каждого человека. Бог как Всемогущий и Всеведущий обладает знанием о будущем, однако Его главным намерением является спасение души каждого человека. Именно с этой целью Он и создаёт те или иные условия, события и явления человеческой истории, которые должны подтолкнуть человека к правильному выбору, в пользу добра и вечной жизни.
Но человек существо духовно свободное, поэтому он должен самостоятельно и добровольно выбрать добро или зло, Царство Небесное или ад. И если человек захочет спастись, он может изменить свою жизнь и рассчитывать на Божественную милость и спасение. Если же он не желает ограничивать себя заповедями и нравственными нормами, это его выбор – но он должен помнить о последствиях.
Восток – тонкий и туманный
В связи с модой на «восточную мудрость» сегодня популяризируется взгляды на судьбу, позиционируемые как традиционные восточные. Так, выражение «плюс к карме» стало широко распространённым среди современной молодёжи, особенно в социальных сетях. Однако в большинстве случаев экивоки на мощную философскую, духовную и религиозно-мистическую традицию Востока являются неоправданными. В первую очередь за счёт слабого знакомства с этими самыми традициями.
Например, мало кто действительно вникал в представления о судьбе, существующими в китайской философии, в конфуцианстве или даосизме, а также в различия между этими подходами. Например, конфуцианство не констатирует чёткой предопределённости жизни человека, однако считает высшей добродетелью максимально творческое и самоотверженное следование человека тому жизненному пути, который ему выпал. То есть судьбу можно менять – вот только большой вопрос, пойдёт ли это на пользу.
Слово «карма» сегодня зачастую используется бездумно, хотя в основе современных представлений о карме действительно лежат древние мистико-философские категории о законе кармы. Закон кармы понимался как причинно-следственная последовательность поступков и желаний человека в связи с его физическим и духовным состоянием в череде перерождений. Вкратце его можно охарактеризовать пословицей «Что посеешь, то и пожнёшь»: если будешь соблюдать нравственные нормы, не делать зла, не впускать внутрь себя злобу, зависть и так далее, то в следующей жизни переродишься в более возвышенном образе и облике. В противном случае человека ждёт «понижение в ранге» до обездоленного человека или даже до животного или растения.
С одной стороны, судьба объявляется изменяемой и подконтрольной человеку; с другой, в нынешней своей жизни человек расплачивается за прегрешения, которых он даже не помнит.
Примечательно, что «восточные» представления о судьбе в настоящее время имеют мало общего с настоящей восточной традицией. В основном это синкретические оккультные учения, копирующие друг друга, и нагружающие сознание своих адептов такими понятиями, как астральное тело , информационное поле Земли , энергетическая память и тому подобными.
Александр Бабицкий