Великий пост – период в христианском церковном календаре, имеющий немалое влияние даже на ту часть населения, которую принято называть «невоцерковлённой». Это время особого воздержания, причём гастрономические ограничения играют здесь едва ли не последнюю роль – если кто-то воспринимает пост как разновидность диеты, то глубоко заблуждается. Пост с христианской точки зрения это период мобилизации, прежде всего, духовных сил человека, которая заключается в отказе от части повседневных занятий и привычек и в большей вовлечённости в общение с Богом. Поэтому молитвы во время Великого поста имеют особое значение.
Великий покаянный канон Андрея Критского
Вообще-то вопрос, какие молитвы читать во время Великого поста, выдаёт необразованность спрашивающего в части христианской жизни и у верующих вызывает недоумение. Достаточно лишь ознакомиться с православным молитвословом, чтобы убедиться, что и повседневных молитв у христиан предостаточно. Тем более, что в Великом посту у верующих принято усугублять своё молитвенное правило, например, дополнительно к утренним и вечерним молитвам читать псалмы царя Давида. Но если говорить о специфически великопостных молитвах, то их две. Во-первых, это великий покаянный канон Андрея Критского. Святитель Андрей Критский жил во второй половине VII – первой половине VIII веков и являлся одним из наиболее ярких церковных ораторов и литературных деятелей. Его авторству принадлежит более 70 канонов, но наиболее известен Великий покаянный канон.
Великий покаянный канон является одним из стержневых молитвенных явлений Великого поста. За время поста на богослужения он читается дважды. Сначала по частям во время вечерни богослужения с понедельника по четверг первой недели Великого поста. Затем полностью на утреннем богослужении в четверг пятой недели Великого поста. Во второй раз покаянный канон читается совместно с чтением жития преподобной Марии Египетской и эта служба известна в церковном лексиконе как «Мариино стояние». Это действительно одна из самых продолжительных служб в церковном году, особенно при соблюдении всех древних рекомендаций по совершению на ней земных поклонов, что можно в настоящее время наблюдать у старообрядцев . Соединение покаянного канона и жития Марии Египетской носит глубокий символический смысл – преподобная Мария является одним из наиболее ярких примеров раскаяния в собственных грехах.
Покаяние и надежда
Великий покаянный канон Андрея Критского является философско-поэтическим произведением, предназначенным для того, чтобы напомнить верующим о совершённых грехах и о необходимости раскаяться в них и исправить их последствия. Для этого Андрей Критский использует сюжеты из Священной истории, приводя примеры из Ветхого и Нового заветов. Примеры эти носят как положительный, так и отрицательный характер. В первом случае вспоминаются праведники, угодившие Богу своими действиями и всей жизнью. Человеку напоминается, что он сам ничего подобного не сделал, хотя также имеет для этого свои силы, таланты и способности.
Во втором случае напоминаются отрицательные персонажи Библии, закоренелые грешники, разгневавшие Господа и получившие заслуженное наказание. Человеку предлагается вспомнить, что и сам он совершил не меньше грехов, достоин наказания и должен искренне раскаяться для обретения Божьей милости. Характерно, что даже о положительных персонажах канон вспоминает также с точки зрения их грехов – педагогическая мысль молитвы говорит о том, что даже праведники грешили, но их главное отличие от грешников заключается в подлинном покаянии. Главный духовный посыл покаянного канона – ни для кого не потеряна надежда, если он раскаивается в совершённых грехах и надеется на милость Бога. При этом различные «фокусы» вроде принципа «я буду грешить, а потом покаюсь – всё равно главное покаяние» описываются как бесполезные: можно обмануть людей и самих себя, но не Творца.
Великая молитва во время Великого поста из трёх строк
Покаянный канон Андрея Критского читается во время Великого поста дважды. Другая великопостная молитва, то есть используемая только в этот период церковного года, читается каждый день на протяжении всего поста – молитва преподобного Ефрема Сирина. Вернее, чтение её выходит за строгие хронологические рамки Великого поста.
- Во-первых, эта молитва начинает читаться на богослужениях ещё до начала поста, во время предшествующей ей Сырной недели (масленицы), во вторник, среду и пятницу.
- Во-вторых, сам Великий пост длится шесть недель – седьмая неделя, Страстная седмица, к посту не относится, но является сама по себе постной в силу воспоминаний последних дней земной жизни Иисуса Христа и Страстей Христовых. На Страстной седмице молитва Ефрема Сирина читается вплоть до Великой среды и далее не читается до Сырной недели следующего года.
- В-третьих, во время самого Великого поста великопостная молитва читается с понедельника по пятницу, так как суббота и воскресенье не считаются постными днями. На эти дни распространяются ограничения поста, в том числе и гастрономические, однако в субботу и воскресенье служится Божественная Литургия, на которой совершается Таинство Евхаристии. Такие дни не могут быть, согласно христианскому мировоззрению, постными днями скорби, так как в Таинстве Евхаристии с верующими встречается сам Христос. Так что великопостная молитва не читается субботами и воскресеньями Великого Поста.
Сам текст молитвы, составленный христианским святым IV века и одним из Отцов Церкви Ефремом Сирином, звучит следующим образом:
Господи и Владыко живота моего (то есть жизни моей), дух праздности, уныния, любоначалия (то есть стремления к власти, к контролю над людьми) и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети (то есть видеть) моя прегрешения и не осуждати брата моего (то есть ближнего моего), яко Благословен еси во веки веков. Аминь.
Таким образом, великопостная молитва Ефрема Сирина является ежедневной просьбой верующего к Богу укрепить его духовные силы. Обращается внимание на те духовные феномены и опасности, от которых человек просит его избавить – праздность (бесцельное времяпровождение), уныние, стремление главенствовать и празднословие. С другой стороны, просятся наиболее ценные духовные качества и добродетели – целомудрие, смирение, терпение и любовь к ближним. Наконец, подчёркивается особый характер Великого поста как периода особой деятельности по выявлению собственных греховных наклонностей и действий и отказу от «рассматривания сучков в чужом глазу» в отношении других людей.
Александр Бабицкий