Старообрядцами в русскоязычной культуре принято называть христиан, которые придерживаются традиционных русских литургических правил и норм, являвшихся главенствующими в религиозной жизни русского государства до середины XVII столетия. Тогда патриархом Никоном при активной поддержке государства и лично царя Алексея Михайловича была проведена церковная реформа, призванная привести русскую богослужебную жизнь в соответствие с греческими канонами. Однако неподготовленный и зачастую необъективный характер нововведений, а также методы их внедрения в жизнь породили широкую оппозицию среди духовенства и населения. Люди, отказавшиеся принимать церковную реформу, и стали именоваться старообрядцами.
В ходе развития старообрядчества появилось несколько течений, разделившихся в основном по вопросу о возможности или невозможности каких-либо контактов и общения с «новообрядной» Русской Православной Церковью. Кроме того, в последнее время активизировалась дискуссия по поводу того, как идентифицировать старообрядцев - как православных христиан, имеющих лишь внешние обрядовые отличия от РПЦ, или как самостоятельную христианскую конфессию? Большинство учёных и богословов склонны занимать первую позицию, тогда как среди наиболее радикальных старообрядцев есть тенденцию к решительному обособлению от «никонианского» Православия. Приводим основные литургические различия между старообрядцами и богослужебным распорядком РПЦ, появившиеся в результате церковной реформы XVII века:
- из-за исправлений в тексте Символа Веры: в «новообрядческом» варианте имя «Иисус» вместо прежнего «Исус», убрано противопоставление «рождённой» и «сотворённой» сущности Христа, Святой Дух именует животворящим, а не «истинным и животворящим», как в дореформенном варианте. РПЦ считает эти и некоторые другие различия в текстах Символа Веры «техническими» и не меняющими его значение, старообрядцы уверены, что исправления Никона изменили и суть Символа Веры;
- в ходе реформы было введено трёхперстное крестное знамение по греческому образцу вместо традиционно принятого в русском православии двуперстного крестного знамения; аргументом старообрядцев является тот факт, что двуперстное знамение Русская Церковь получила при Крещении Руси в X веке от тех же греков, следовательно, более древняя традиция является истинной;
- старообрядцы сохранили четыре традиционных вида поклонов, используемых при богослужении: обычный поклон (до уровня груди), средний поклон (поясной), малый земной поклон («покаянный») и великий земной поклон (так называемая, проскинеза). В то же время в литургических установлениях РПЦ существуют лишь два вида поклонов - поясной и малый земной поклон;
- Русская Православная церковь проводит Таинство Крещения через трёхкратное омовения человека в крещенской купели, то есть человек может быть три раза просто омыт водой. В то же время старообрядцы считают, что истинной Таинство совершается лишь в случае трёхкратного полного, с головой, погружения человека под воду в крещенской купели;
- использование старообрядцами восьмиконечного распятия; наличие в богослужебной практике РПЦ четырёхконечного креста они считают влиянием католичества;
- после церковной реформы в ходе богослужения предписывается троекратное восклицание «Аллилуйя» (так называемая трегубая «Аллилуйя»). Старообрядцы настаивают на традиционной двугубой «Аллилуйе», то есть на двукратном восклицании и обращают внимание, что слова «хвалите Бога, хвалите Бога, слава тебе Боже» («аллилуйя» переводится как «хвалите Бога») является прославлением каждой ипостаси Святой Троицы, тогда как, согласно логике, новообрядческий вариант «хвалите Бога, хвалите Бога, хвалите Бога, слава тебе Боже» оказывается прославлением некой «святой четверицы»;
- в старообрядческом богослужебном пении не допускаются светские типы пения, оно должно оставаться монодическим и унисонным;
- крестные ходы в литургических порядках РПЦ совершаются против движения солнца, тогда как старообрядцы сохранили древнерусский обычай двигаться на крестных ходах по движению солнца;
- ряд «технических» новшеств церковной реформы не признаются старообрядцами: в старообрядчестве не допускается никаких сокращений и замен в богослужебном правиле; не используются акафисты (исключение «Акафист о Пресвятей Богородице»); не совершается великопостная служба Пассия.